Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 911768-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 марта 2015 г. N Пр-417ГС, предусматривающего внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование мер социальной поддержки граждан, исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости, поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 14 марта 2015 г. N ДМ-П13-1585, а также поручений, содержащихся в пункте XII протокола заседания Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 2.
Законопроект содержит изменения в ряд законодательных актов, предусматривающие оптимизацию предоставления отдельных мер социальной поддержки, в том числе исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости при их предоставлении в субъектах Российской Федерации.
К указанным мерам поддержки законопроектом предлагается отнести следующие меры поддержки, предусмотренные федеральными законами "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "Об образовании в Российской Федерации":
выплата ежемесячного пособия на ребенка (в редакции законопроекта - пособие на ребенка);
предоставление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях;
компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организациях;
компенсация родителям (законным представителям) в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования.
Указанные меры поддержки осуществляются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением устанавливаемых Правительством Российской Федерации дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельской местности и работающим в федеральных государственных учреждениях, а также педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и работающим в федеральных государственных образовательных организациях).
Необходимо отметить, что действующая редакция положений указанных федеральных законов не позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации при решении вопроса об установлении дополнительных гарантий, мер социальной поддержки и компенсаций отдельным категориям граждан прямо вводить условия их предоставления.
Изменения, содержащиеся в законопроекте, предусматривают, что дополнительные меры социальной поддержки и компенсации отдельным категориям граждан, в частности педагогическим работникам, медицинским (фармацевтическим) работникам, проживающим и работающим в сельской местности, устанавливаются с применением соответственно:
федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;
социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В целях применения принципов адресности и нуждаемости законопроектом предлагается установить, что выплачиваемая для материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, компенсация родителям (законным представителям) предоставляется с учетом критериев нуждаемости, устанавливаемых законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Аналогичный подход предлагается применить и к предоставлению ежемесячного пособия на ребенка, назначаемого в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В обстановке увеличивающейся дифференциации в доходах населения переход к социально ориентированной и адресной поддержке наименее обеспеченных категорий граждан позволит во многом выполнить обязательства государства в рамках ограниченных ресурсов бюджетов бюджетной системы.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят субъектам Российской Федерации при предоставлении мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости расходовать и перераспределять высвободившиеся средства на цели социальной поддержки граждан, которые действительно нуждаются в таких мерах, а также на цели увеличения объема средств на выплаты и размера выплат таким гражданам.
Законопроект содержит изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи".
Так, в целях совершенствования учета прав граждан на социальное обеспечение, меры социальной поддержки, гарантии, выплаты и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, законопроектом предусмотрено создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ЕГИССО).
Ведение ЕГИССО направлено на обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о социальном обеспечении, мерах социальной поддержки, гарантиях, выплатах и компенсациях, предоставляемых населению в Российской Федерации.
ЕГИССО будет содержать полные сведения обо всех мерах социального обеспечения, мерах социальной поддержки, гарантиях, выплатах, компенсациях, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, с указанием их вида, условий, способов и форм предоставления, категорий лиц, имеющих право на получение указанных мер, а также их возможных объемов в натуральном либо в денежном выражении и иные сведения.
Ведение ЕГИССО предлагается возложить на Пенсионный фонд Российской Федерации.
Это обусловлено тем, что Пенсионный фонд Российской Федерации на сегодняшний день имеет значительный опыт ведения различных информационных систем (Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, общегосударственная база данных "Ветераны" и др.).
Кроме того, Пенсионный фонд Российской Федерации располагает наиболее обширной информацией о предоставляемых мерах социальной защиты (поддержки) и базой данных о лицах - получателях указанных мер, а также необходимым (проверенным) набором технологических и информационных инструментов (ресурсов).
ЕГИССО будет доступна для поставщиков информации и получателей мер социальной поддержки (граждан) и при этом по своей технологической архитектуре позволит (в части обмена сведениями) стыковаться с уже действующими информационными системами в сфере социальной защиты.
ЕГИССО будет функционировать одновременно с существующими на сегодняшний день информационными системами в сфере социальной защиты, в частности Федеральным регистром лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и Федеральным регистром лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Законопроектом предусмотрен специальный срок вступления в силу нормы законопроекта о внедрении ЕГИССО - с 1 января 2018 г.
Законопроектом в целях дополнительной государственной поддержки малоимущих граждан, в том числе в сфере занятости, предусмотрено внесение изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В частности, предлагается распространить право в приоритетном порядке проходить профессиональное обучение и получать дополнительное профессиональное образование на признанных в установленном порядке безработными граждан, получающих государственную социальную помощь на основе социального контракта, при наличии в нем условия прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Законопроект также содержит изменения в Федеральный закон "О ветеранах" в части изменения оснований для присвоения звания "Ветеран труда".
Так, предлагается определить требования к присвоению звания "Ветеран труда" для лиц, награжденных орденами, медалями и почетными званиями СССР или Российской Федерации, а также награжденных ведомственными знаками отличия: наличие заслуг в труде (службе) и продолжительная работа (служба) не менее 15 лет в соответствующей сфере (отрасли), а также наличие трудового (страхового) стажа, необходимого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин либо выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Указанная в действующей редакции статьи 7 названного Федерального закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, не менее 15 лет применяется исключительно для целей обеспечения пенсионных прав граждан и при этом не отражает продолжительной трудовой деятельности и трудового вклада, достаточных для присвоения звания "Ветеран труда".
Указанные изменения не затронут права тех граждан, чьи пенсионные права сформировались до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до введения понятия "страховой стаж", при решении вопроса о присвоении им звания "Ветеран труда", поскольку согласно действующему законодательству при подсчете трудового (страхового) стажа учитываются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды как до, так и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Одновременно в предлагаемой законопроектом редакции пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" в целях уточнения понятия ведомственных знаков отличия, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", предусматривается, что к указанным знакам относятся знаки, которые вручаются за продолжительную работу (службу) в соответствующей сфере деятельности (отрасли) не менее 15 лет гражданам, имеющим заслуги в труде (службе).
Данное уточнение обусловлено тем, что само по себе понятие "Ветеран труда" предполагает многолетнюю и успешную трудовую (служебную) деятельность.
Кроме того, законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по определению порядка учреждения ведомственных знаков отличия федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, их учета и награждения ими, а также полномочиями по установлению перечня ведомственных знаков отличия федеральных государственных органов, государственных корпораций, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", методики определения количества и предельного количества таких знаков для федеральных органов исполнительной власти в год.
При этом в отношении иных федеральных государственных органов, включая федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которыми осуществляет Президент Российской Федерации, и государственных корпораций с учетом их статуса и принадлежности предлагается предусмотреть право самостоятельно определять порядок учреждения ведомственных знаков отличия, их учета и награждения ими, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В отношении ветеранов военной службы законопроектом предлагается возложение на Правительство Российской Федерации полномочий по утверждению перечня ведомственных знаков отличия федеральных государственных органов, дающих право на присвоение звания "Ветеран военной службы", а также методики определения количества и предельного количества таких знаков для федеральных органов исполнительной власти в год.
Законопроектом также предлагается признать утратившей силу статью 6 Федерального закона "О ветеранах", предусматривающую определение правового статуса ветеранов государственной службы, порядок и условия присвоения звания "Ветеран государственной службы".
Указанные изменения обусловлены следующим.
Согласно пункту 3 статьи 6 указанного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран государственной службы" определяются Президентом Российской Федерации.
Вопрос о подготовке нормативного правового акта о присвоении звания "Ветеран государственной службы" рассматривался на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы (протокол от 9 декабря 2011 г. N 4). По результатам рассмотрения указанного вопроса подготовка нормативного правового акта, устанавливающего порядок и условия присвоения звания "Ветеран государственной службы", признана нецелесообразной.
Вместе с тем следует отметить, что социальная защита, включая социальное обеспечение граждан Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Статьей 13 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрены такие меры социальной поддержки ветеранов, как пенсионное обеспечение, выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплата коммунальных услуг, а также медицинское и протезно-ортопедическое обслуживание.
Согласно пункту 24 части 2 статьи 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки ветеранов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 24 части 2 статьи 26.3"
При этом необходимо отметить, что категории лиц, отнесенные к ветеранам государственной службы, в основном реализуют право на получение мер социальной поддержки в рамках действующего законодательства Российской Федерации посредством получения звания "Ветеран труда", в том числе на основании полученных ведомственных знаков отличия в труде.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки ветеранам урегулировано действующим законодательством Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
С учетом того, что положения статьи 6 Федерального закона "О ветеранах" в настоящее время фактически не применяются, законопроектом предлагается признать указанную статью Федерального закона "О ветеранах" утратившей силу.
В целях обеспечения принципа адресности применения мер социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон), устанавливающие для предоставления отдельных компенсаций и выплат гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, единое условие - постоянное проживание граждан на загрязненных территориях 1 год (зона отселения), 3 года (зона с правом на отселение), 4 года (зона с льготным социально-экономическим статусом) непосредственно перед предоставлением данных мер.
Это предложение обусловлено многочисленными злоупотреблениями со стороны граждан при регистрации по месту жительства без фактического проживания на загрязненных территориях, что позволяет им безосновательно пользоваться мерами социальной поддержки за риск вследствие проживания на этих территориях.
Законопроектом предполагается внести изменения в статью 18 Закона, предусматривающие ежемесячную выплату на каждого ребенка до достижения им возраста трех лет (далее - ежемесячная выплата) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, которая будет также распространяться на граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения (часть первая статьи 20) и на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (часть первая статьи 19).
Действующая в настоящее время норма пункта 7 статьи 18 Закона, которой установлено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста трех лет (далее - пособие), привязана к нормам Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ), устанавливающим общие подходы к выплате, в частности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом определено, что данное пособие выплачивается гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а не подлежащим обязательному социальному страхованию - в твердой сумме.
Дифференцированный подход в Федеральном законе N 81-ФЗ оправданно применен к категориям работающих и неработающих граждан.
Однако применение такого подхода к установлению размеров компенсации за одинаковый риск вследствие проживания (работы) на загрязненных радионуклидами территориях, как представляется, приводит к необоснованным различиям в объеме социальной поддержки граждан, относящихся к одной и той же категории.
В то же время согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Постановлении от 19 июня 2002 г. N 11-П, денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, поскольку их предоставление является конституционной обязанностью государства по возмещению вреда, причиненного здоровью таких граждан, что не может быть обусловлено какими-либо сборами, взносами в тот или иной фонд и не основывается на действии принципа солидарности поколений (как это характерно для обязательного социального страхования). При этом отмечается, что само по себе изменение способа определения размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации.
Кроме этого, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П отмечается, что независимо от того, о каких способах возмещения вреда идет речь в оспариваемом Законе - о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения. Вместе с тем законодатель вправе вносить изменения в способы возмещения, уточнять критерии его дифференциации или адресности.
Однако анализ информации о произведенных расходах по выплате пособия за 2014 год показывает, что данный вид выплаты осуществляется по факту регистрации граждан в загрязненной зоне. При этом места их работы расположены на всей территории Российской Федерации, включая в том числе Приморский, Пермский и Красноярский края, Архангельскую, Вологодскую, Тюменскую и Сахалинскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, фактическое проживание и работа в которых, как представляется, не дает права на возмещение вреда за риск вследствие проживания либо работы на загрязненных территориях.
В связи с этим законопроектом предлагается установить ежемесячную выплату в фиксированном размере: до достижения ребенком возраста полутора лет - 3000 рублей, от полутора до трех лет - 6000 рублей. Такие размеры обусловлены тем, что граждане имеют право на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет на общих основаниях, предусмотренных Федеральным законом N 81-ФЗ, а ежемесячная выплата в размере 3000 рублей до достижения ребенком возраста полутора лет будет являться по своей сути возмещением вреда за риск проживания (работы) на загрязненных территориях.
Федеральным законом N 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком предусмотрено только до достижения ребенком возраста полутора лет. С учетом того, что предлагаемая законопроектом ежемесячная выплата никак не связана с трудовыми отношениями, законопроектом предлагается принять за основу размер не ниже уровня, установленного данным Федеральным законом для неработающих граждан, который в настоящее время составляет 2718,34 рубля. В то же время в целях сохранения уровня материальной обеспеченности граждан, проживающих на территориях указанных зон, законопроектом предполагается установить ежемесячную выплату на ребенка в период от полутора до трех лет в размере 6000 рублей.
Кроме того, ежемесячную выплату предлагается назначать при условии постоянного проживания (работы) граждан на соответствующих загрязненных территориях 1 год (зона отселения), 3 года (зона с правом на отселение), 4 года (зона с льготным социально-экономическим статусом) непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается эта выплата. Данное условие, как представляется, позволит сократить факты незаконного обогащения независимо от радиационного воздействия, а также злоупотребления в части бесконтрольной регистрации граждан на загрязненных территориях непосредственно перед рождением ребенка или сразу после него с целью получения пособия.
Одновременно законопроектом предлагается сохранить право на пособие за гражданами, которым оно было назначено до вступления изменений, предусмотренных законопроектом, в размерах и на условиях, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции до вступления в силу положений законопроекта), до наступления оснований прекращения его выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действующий порядок выплаты пособия возлагает на работодателя, в том числе находящегося на "чистой" территории, обязанности по расчету размера пособия в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по ежемесячному представлению соответствующих документов в орган социальной защиты населения по месту нахождения организации. Такой порядок зачастую нарушается работодателем, а также возлагает на органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, на территории которых нет "загрязненных" населенных пунктов, дополнительные несвойственные им функции.
В настоящее время средства федерального бюджета на выплату пособия предусматриваются Федеральной службе по труду и занятости и Фонду социального страхования Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит предусматривать в федеральном бюджете объем ассигнований на ежемесячную выплату только главному распорядителю средств федерального бюджета, в данном случае - Федеральной службе по труду и занятости, а также направлять их в составе общей субвенции на переданные Российской Федерацией полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, только тем субъектам Российской Федерации, территории которых подверглись загрязнению радионуклидами.
При этом осуществление ежемесячной выплаты в фиксированном размере органами социальной защиты населения только субъектов Российской Федерации, в которых есть загрязненные территории, позволит применить принцип дифференциации, а также значительно упростить порядок реализации предлагаемой нормы и усилить контроль за расходованием средств федерального бюджета.
Кроме того, такой механизм избавит работодателей от дополнительного обременения, связанного с соответствующими расчетами размера выплаты и ежемесячным представлением пакета необходимых документов в орган социальной защиты населения.
Законопроектом предлагается приостановить действие до 1 января 2019 г. частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты на весь период проживания в сельской местности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.
Указанное изменение соответствует требованию пункта 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
Принятие предлагаемой законопроектом нормы о приостановлении действия до 1 января 2019 г. частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" будет способствовать своевременному проведению необходимых организационных мероприятий, направленных на реализацию положения части 14 статьи 17 указанного Федерального закона, что, в свою очередь, позволит обеспечить реализацию преференций, предоставленных работникам сельского хозяйства, и будет способствовать повышению уровня их пенсионного обеспечения.
Законопроект в полной мере соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости" не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Создание, введение в эксплуатацию и функционирование Единой государственной информационной системы социального обеспечения (статья 5 указанного законопроекта) будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год, начиная с 2016 года.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости" потребуется принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Единой государственной информационной системы социального обеспечения".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости" (далее - законопроект) потребует:
1. Внесения изменений в:
а) постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на питание детей в дошкольных образовательных организациях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях и в Правила предоставления ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).
Правовые основания - статья 2 законопроекта. Изменения предусматривают установление для предоставления отдельных мер социальной поддержки и выплат единого условия - постоянного проживания (работы) граждан в зонах радиоактивного загрязнения 1 год (зона отселения), 3 года (зона с правом на отселение), 4 года (зона с льготным социально-экономическим статусом) непосредственно перед предоставлением указанных мер.
Разработчик - Минтруд России, предполагаемый срок разработки - 2015 год;
б) постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой" (в Правила предоставления дополнительного пособия гражданам, постоянно проживающим на территории зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и зарегистрированным в установленном порядке в качестве безработных).
Правовые основания - статья 2 законопроекта. Изменения предусматривают установление для предоставления отдельных мер социальной поддержки и выплат единого условия - постоянного проживания (работы) граждан в зонах радиоактивного загрязнения, в частности 1 год в зоне отселения и 3 года на территории зоны проживания с правом на отселение, непосредственно перед предоставлением указанной меры.
Разработчик - Минтруд России, предполагаемый срок разработки - 2015 год;
в) постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. N 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях";
г) постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)".
Правовые основания - статьи 6 и 7 законопроекта. Изменения предусматривают установление компенсаций и ежемесячных денежных выплат на возмещение расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг педагогическим, а также медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах в федеральных образовательных организациях, с учетом применения федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.
Разработчики - Минобрнауки России и Минздрав России, предполагаемый срок разработки - 2015 год.
2. Разработки и принятия следующих актов:
а) проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в сфере ведомственной наградной системы":
б) проекта постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок учреждения ведомственных знаков отличия федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, их учета и награждения ими;
в) проекта постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего перечни ведомственных знаков отличия федеральных государственных органов, дающих право на присвоение звания "Ветеран военной службы", и ведомственных знаков отличия федеральных государственных органов и государственных корпораций, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда";
г) проекта постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего методику определения количества ведомственных знаков отличия федеральных органов исполнительной власти, дающих право на присвоение звания "Ветеран военной службы", и предельное количество таких знаков в год;
д) проекта постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего методику определения количества ведомственных знаков отличия федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и предельное количество таких знаков в год;
Правовые основания - статья 3 законопроекта.
Изменения касаются правовой регламентации ведомственных знаков отличия, учитываемых при присвоении званий "Ветеран труда" и "Ветеран военной службы", и предусматривают наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по определению порядка учреждения ведомственных знаков отличия федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, их учета и награждения ими, а также полномочиями по установлению перечней ведомственных знаков отличия федеральных государственных органов и государственных корпораций, дающих право на присвоение званий "Ветеран военной службы" и "Ветеран труда", методики определения количества и предельного количества таких знаков в год для федеральных органов исполнительной власти.
Разработчик - Минтруд России, предполагаемый срок разработки - 2015 год;
д) проекта постановления Правительства Российской Федерации "О Правилах предоставления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте до трех лет".
Правовые основания - статья 2 законопроекта. Принятие проекта постановления обусловлено установлением нового вида выплат - ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста трех лет гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, которая согласно действующим нормам Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространяется на граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны отселения и зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Разработчик - Минтруд России, предполагаемый срок разработки - 2015 год;
е) проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Единой государственной информационной системе социального обеспечения";
ж) проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении состава и форматов сведений, содержащихся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения";
з) проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка представления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения";
и) проекта приказа Минтруда России "Об утверждении требований к порядку формирования, ведения и актуализации Единого классификатора видов социального обеспечения, порядку его использования участниками информационного взаимодействия при размещении информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения";
к) проект приказа Минкомсвязи России "Об утверждении порядка предоставления и использования инфраструктуры, обеспечивающей функционирование Единой государственной информационной системы социального обеспечения".
Правовые основания - статья 5 законопроекта. Принятие указанных проектов актов обусловлено возложением законопроектом полномочий на:
Правительство Российской Федерации (в части утверждения положения о Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО), создаваемой в целях совершенствования учета прав граждан на социальное обеспечение, меры социальной поддержки, гарантии, выплаты и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также утверждения состава и формата сведений, содержащихся в ЕГИССО, и порядка представления информации в ЕГИССО);
Минтруд России (в части определения требований к порядку формирования, ведения и актуализации Единого классификатора видов социального обеспечения, порядку его использования участниками информационного взаимодействия при размещении информации в ЕГИССО).
Разработчик - Минтруд России, предполагаемый срок разработки - 2015 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.