Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 911766-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект подготовлен в соответствии со статьей 421 Трудового кодекса Российской Федерации в рамках работы по поэтапному доведению минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) до величины, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в соответствии со статей 421 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливаются федеральным законом. Соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят. В настоящее время величина МРОТ устанавливается в абсолютном выражении (рублей в месяц) и включается в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
Начиная с 2012 г. вопрос о сроке и механизмах повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения неоднократно обсуждался Минтрудом России со сторонами социального партнерства, в том числе на заседании рабочей группы Минтруда России с участием представителей Федерального Собрания Российской Федерации, работодателей, профсоюзов, научных организаций для подготовки предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также необходимых для этого изменений в законодательство Российской Федерации.
По данному вопросу 17 июня 2015 г. был проведен "круглый стол" Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Также неоднократно в течение года данный вопрос обсуждался в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Консультации будут продолжены.
До настоящего времени стороны социального партнерства не выработали согласованной позиции по этапам и механизму повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения. В связи с этим консультации сторон социального партнерства будут продолжены. По предварительной оценке в 2015 г. соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом трудоспособного населения составит 55,5%.
С 1 января 2015 г. МРОТ установлен в сумме 5965 рублей в месяц. Законопроектом предполагается установить МРОТ с 1 января 2016 г. в сумме 6204 рубля в месяц (увеличение на 4%). При этом его соотношение с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения оценивается в 53,6%.
Данное предложение нацелено на создание условий, не ухудшающих ситуацию в экономике и на рынке труда, а также позволяет сохранить предпринимательскую активность в реальном секторе экономики за счет постепенного увеличения фискальной нагрузки на работодателей и на наиболее уязвимые категории плательщиков страховых взносов (индивидуальных предпринимателей, членов крестьянских (фермерских) хозяйств, нотариусов).
Кроме того, предлагаемое увеличение МРОТ соответствует общим подходам формирования проекта федерального бюджета на 2016 год в части обеспечения государственных социальных гарантий с учетом изменения социально-экономической ситуации в Российской Федерации.
Повышение МРОТ коснется порядка 0,7 млн. работников в 2016 г., из них 43% работники, занятые в государственных и муниципальных учреждениях и 57% работники реального сектора экономики. Учитывая, что численность работников реального сектора экономики с зарплатой на уровне МРОТ оценивается в 0,4 млн. человек, принятие законопроекта не окажет практического влияния на уровень занятости.
Оценка дополнительной потребности в финансовых средствах и численности работников, для которых требуется повышение заработной платы в связи с повышением МРОТ приведена в таблице.
Таблица
Оценка дополнительной потребности в финансовых средствах, млрд. рублей (к предыдущему году) и численности работников, для которых требуется повышение заработной платы в связи с повышением МРОТ, млн. человек
|
Дополнительная потребность в финансовых средствах |
Численность работников, для которых требуется повышение заработной платы |
Всего |
1,9 |
0,7 |
Государственные и муниципальные учреждения, |
0,9 |
0,3 |
в том числе: |
|
|
федеральные |
0,1 |
0,04 |
субъектов Российской Федерации и муниципальные |
0,8 |
0,26 |
Организации реального сектора экономики |
1,0 |
0,4 |
Вместе с тем, дополнительных расходов средств бюджетов всех уровней на повышение МРОТ не потребуется. В бюджетной сфере повышение заработной платы работников при увеличении МРОТ будет осуществляться за счет перераспределения фонда оплаты труда.
В реальном секторе экономики, учитывая прогнозируемый рост номинальной заработной платы в 2015 году 5,7% и в 2016 году 7,2%, работодатели будут иметь возможность обеспечить заработную плату работников не ниже МРОТ, устанавливаемого законопроектом.
При проведении расчета за основу были взяты данные Росстата о распределении численности работников по размерам начисленной заработной платы в экономике Российской Федерации за апрель 2015 г. Расчет производился для организаций государственной и муниципальной формы собственности и отдельно для негосударственной формы собственности.
Учитывая, что указанное обследование Росстата является выборочным и охватывает неполный круг организаций, при проведении расчета была проведена корректировка численности работников. За основу было взято распределение работников в % (доля от общей численности) Росстата за апрель 2015 г. При этом расчет численности в каждом из диапазонов осуществлялся:
для бюджетной сферы: путем умножения доли от общей численности работников в диапазоне на общую численность работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях;
для реального сектора экономики путем умножения доли от общей численности работников в диапазоне на разницу между общей численностью наемных работников и числом работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях.
Средняя заработная плата в диапазонах распределения Росстата корректировалась по годам с учетом прогнозируемого роста средней заработной платы.
Дополнительная потребность в финансовых средствах рассчитывалась как сумма, необходимая на доведение средней заработной платы работников, вошедших в соответствующий диапазон, до МРОТ, умноженная на число работников диапазона распределения. В случае, когда верхняя граница диапазона была выше МРОТ, число работников корректировалось по формуле: число работников диапазона* (МРОТ - нижняя граница)/(верхняя граница - нижняя граница).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
решений, предлагаемых к принятию проектом акта от "__" __________ 20__ г.
|
|
|
|
Коды |
Федеральный государственный орган |
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
|
Дата |
|
Наименование проекта акта |
О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" |
|
Глава по БК |
|
Вид проекта акта |
проект федерального закона |
|
|
|
Основание разработки проекта акта |
статьи 133 и 421 Трудового кодекса Российской Федерации |
|
|
|
Наименование вида экономической деятельности, характеризующего сферу деятельности реализации решения |
Распространяется на организации всех видов экономической деятельности |
|
по ОКВЭД |
|
Наименование государственной программы Российской Федерации, к сфере реализации которой относится проект акта (при ее наличии) |
|
|
|
|
Единица измерения: тыс. руб. |
|
|
по ОКЕИ |
1. Сведения о финансовом обеспечении реализации проекта акта
1.1. Общий объем финансового обеспечения
Наименование источника финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения |
||||||||
Итого |
в том числе по годам: |
||||||||
на 2016 год |
на 2017 год |
на 2018 год |
на 20__ год |
N |
N + 1* |
N + 2* |
N + 3* |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Общий объем финансового обеспечения на реализацию решения, предусмотренного проектом акта, всего |
0,9 |
0,9 |
|
|
|
|
|
|
|
в том числе в разрезе источников: бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете |
0 |
0 |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
бюджетные ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
кредитные и заемные средства* |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
собственные средства участников инвестиционного проекта* |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
иные источники |
0,9 |
0,9 |
|
|
|
|
|
|
|
1.2. Объем финансового обеспечения в разрезе мероприятий
Наименование мероприятия |
Направление расходов |
Объем финансового обеспечения |
||||||||
Итого |
в том числе по годам: |
|||||||||
на 20__ год |
на 20__ год |
на 20__ год |
на 20__ год |
N |
N + 1* |
N + 2* |
N + 3* |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по мероприятию |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по мероприятию |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3. Кредитные и заемные средства
Наименование показателя |
Дата привлечения |
Срок привлечения |
Ставка, % |
Объем финансового обеспечения |
|||||||
Итого |
в том числе по годам |
||||||||||
на 20__ год |
на 20__ год |
на 20__ год |
на 20__ год |
N |
N+1 |
N + 2 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4. Налоговые льготы, льготы по социальным взносам и таможенные преференции
Наименование показателя |
Объем финансового обеспечения |
|||||||
Итого |
в том числе по годам: |
|||||||
на 20__ год |
на 20__ год |
на 20__ год |
на 20__ год |
N |
N + 1 |
N + 2 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.5. Государственные гарантии
Наименование гарантии |
Дата привлечения |
Срок, на который выдана гарантия |
Сумма |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
1.6. Финансовый эффект и макроэкономические последствия от реализации проекта акта Финансовый эффект
Наименование показателя |
Планируемое значение |
на дату окончания проекта | |
1 |
2 |
Объем инвестиций в проект |
|
Срок окупаемости проекта (дисконтированный), лет |
|
Чистая приведенная стоимость проекта (NRV) |
|
Внутренняя норма доходности (IRR), % |
|
Средневзвешенная стоимость капитала (WACC), % |
|
Рентабельность на собственный капитал (ROE), % |
|
Доходность на заемный капитал, % |
|
Макроэкономические последствия
Наименование показателя |
Наименование единицы измерения |
В процентах к ВВП, % |
1 |
2 |
3 |
Уровень инфляции (индекс потребительских цен) |
|
|
Курсы обмена валют |
|
|
Объем добычи ресурсов |
|
|
Объем производства продукции |
|
|
Иные показатели |
|
|
2. Экономические и иные последствия от реализации проекта акта
2.1. Сведения о влиянии предлагаемых решений на достижение целей государственной программы Российской
Федерации:
_____________________________________________________________________________________________________
2.2. Сведения о вероятных поступлениях и уменьшении расходов бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации:
Не изменятся, повышение заработной платы до МРОТ будет осуществлено за счет перераспределения фонда
оплаты труда внутри организаций.
_____________________________________________________________________________________________________
2.3. Сведения о вероятном увеличении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
Не увеличатся
_____________________________________________________________________________________________________
2.4. Сведения о вероятных доходах и расходах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей:
Возрастет оплата труда работников, у которых уровень оплаты труда был ниже 6204 рубля
_____________________________________________________________________________________________________
2.5. Сведения о вероятных доходах и расходах физических лиц:
Доходы работников организаций не изменятся
_____________________________________________________________________________________________________
2.6. Сведения о социально-экономических последствиях:
Принятие законопроекта практически не окажет влияния на социально-экономическую ситуацию в Российской
Федерации.
_____________________________________________________________________________________________________
2.7. Сведения о рассмотренных альтернативных решениях:
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (в части
установления минимальных гарантий по оплате труда работников) (далее - законопроект),
предусматривающий поэтапное доведение МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного
населения в 2020 году. Законопроект был рассмотрен: 28 мая 2015 г. на заседании рабочей группы
Минтруда России для подготовки предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда
до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также необходимых для этого изменений
в законодательство Российской Федерации, 3 июня 2015 г. в Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений на заседании рабочей группы по заработной плате, доходам
и уровню жизни населения, а также 17 июня 2015 г. на "круглом столе" Комитета Государственной Думы по
труду, социальной политике и делам ветеранов. В процессе обсуждения выявились концептуальные
расхождения позиций сторон социального партнерства. Таким образом, для согласования позиций сторон
социального партнерства необходимо проведение дальнейших консультаций.
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________
* Данные сведения указываются при заполнении формы финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом акта об осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций, не планируемых к включению в федеральную адресную инвестиционную программу.
Перечень
перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с Федеральным законом "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу каких-либо федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.