Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 911758-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" (далее соответственно - законопроект, Фонд, ОМС) разработан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Основными направлениями бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, представленного Минэкономразвития России 5 октября 2015 г. (по базовому варианту).
По сравнению с основными характеристиками бюджета Фонда на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, принятыми на заседании Правительства Российской Федерации 25 июня 2015 г., уточнен размер доходов от поступления страховых взносов на ОМС работающего и неработающего населения, а также размер субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС.
Расчет показателей бюджета Фонда произведен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации исходя из численности граждан по состоянию на 1 апреля 2015 г. 146,5 млн. человек, в том числе неработающего населения - 85,1 млн. человек.
Сбалансированность бюджета Фонда достигается за счет привлечения переходящих остатков средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января очередного финансового года.
Доходы
Расчет доходов бюджета Фонда на 2016 год произведен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Общий объем доходов бюджета Фонда на 2016 год планируется в сумме 1661,7 млрд. рублей.
Основная часть планируемых доходов (98,5% от общего объема) будет обеспечена поступлениями страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Расчет поступления страховых взносов на ОМС работающего населения осуществлен исходя из фонда заработной платы в сумме 19903 млрд. рублей, коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 1,033 и коэффициента сбора в размере 0,984, рассчитанных на основании сформированной администратором доходов базы для начисления страховых взносов на ОМС.
Поступление страховых взносов на ОМС от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по полному тарифу (5,1%) планируется в сумме 998,8 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах пониженные тарифы страховых взносов, планируется в сумме 6,1 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитанное исходя из фиксированного размера страхового взноса на ОМС, определенного как произведение минимального размера оплаты труда (6201 рубль), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в Фонд в размере 5,1%, увеличенное в 12 раз, и численности данной категории плательщиков (3,6 млн. человек), планируется в сумме 13,6 млрд. рублей.
Размер учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков льготного тарифа на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения на 2016 год составит 25,4 млрд. рублей. Расчет произведен по данным о размерах облагаемой базы для начисления страховых взносов по категориям плательщиков, для которых установлен пониженный тариф, содержащимся в отчетности главного администратора доходов - Пенсионного фонда Российской Федерации, по форме РСВ-1 ПФР.
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан исходя из численности неработающего населения по состоянию на 1 апреля 2015 г. в количестве 85,1 млн. человек (по данным регистра застрахованных лиц, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"). На 2016 год расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18864,6 рубля и коэффициентов дифференциации, утвержденных Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
В связи с тем, что в настоящее время в Крымском федеральном округе продолжается работа по формированию регионального сегмента застрахованных лиц, страховые взносы на ОМС неработающего населения рассчитаны исходя из численности неработающего населения по данным органов статистики Республики Крым и г. Севастополя, определенной как разница между постоянной численностью по состоянию на 1 января 2015 г. и численностью занятого населения по состоянию на 1 апреля 2015 г. Соответствующее изменение вносится в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В целом в 2016 году поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения планируется в сумме 617,7 млрд. рублей.
Поступление недоимки, пеней и штрафов по взносам в Фонд, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 г., планируется в сумме 2,4 млн. рублей.
Расходы
Общий объем расходов бюджета Фонда составит 1688,5 млрд. рублей.
Структура расходов бюджета Фонда характеризуется следующими данными:
Показатели |
2016 год |
|
млрд. рублей |
в % к итогу |
|
Расходы: всего |
1688,5 |
100 |
в том числе: |
|
|
здравоохранение |
1687,8 |
99,96 |
общегосударственные вопросы, образование, социальная политика |
0,7 |
0,04 |
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции в сумме 1458,6 млрд. рублей.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен на основе численности застрахованных лиц (146,5 млн. человек), норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС (8438,9 рубля) и других показателей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
В размере субвенции во исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 11 февраля 2015 г. N ДМ-П12-801р и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 6 апреля 2015 г. N ОГ-П12-87пр учтена отмена ограничений по заработной плате при расчете коэффициента дифференциации. Соответствующие изменения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. N 1000.
Размер подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС учтен в проекте постановления Правительства Российской Федерации "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год". В данном нормативе расходы на выплату заработной платы медицинским работникам сохранены на уровне 2015 года.
Расчет субвенции Крымскому федеральному округу произведен на основании данных органов статистики о численности постоянного населения по состоянию на 1 января 2015 г. в количестве 2,29 млн. человек.
За счет субвенций обеспечивается покрытие расходов базовой программы ОМС, включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи (установлена частью 7 статьи 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), а также оплата высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС.
В законопроекте на оплату специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, предоставляемой федеральными государственными учреждениями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России и ФАНО России, предусматриваются 15 млрд. рублей, которые будут направлены из бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов ОМС.
В целях поэтапного расширения перечня видов (методов) высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемых в рамках базовой программы ОМС, в 2016 году за счет субвенции осуществляется финансовое обеспечение дополнительно 54 методов высокотехнологичной медицинской помощи.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, планируется направить из бюджета Фонда межбюджетные трансферты в размере 96,7 млрд. рублей, в том числе:
90,7 млрд. рублей для медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
6 млрд. рублей на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями субъектов Российской Федерации.
Запланированные бюджетные ассигнования на оказание высокотехнологичной медицинской помощи обеспечивают достижение целевого показателя роста ее объемов в 2017 году по сравнению с 2013 году в 1,5 раза.
Законопроектом предлагается продлить осуществление единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн. рублей медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, предусмотрев при этом увеличение возраста до 50 лет и увеличение доли софинансирования указанных выплат из бюджета ФОМС до 60 процентов. На указанные цели предусматривается 3,2 млрд. рублей. С 2012 года единовременные компенсационные выплаты получили 15,3 тыс. медицинских работников.
Для создания правового основания продления на 2016 год единовременных компенсационных выплат подготовлены соответствующие изменения в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В целях улучшения демографической ситуации в 2016 году планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме 18,8 млрд. рублей. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
В целях реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в законопроекте учтены бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в размере 2,5 млрд. рублей.
С учетом расчета параметров бюджета Фонда на основе новой методики исчисления среднемесячной заработной платы предусматривается передача из бюджета Фонда в федеральный бюджет дотации на сбалансированность федерального бюджета в размере 91,2 млрд. рублей после выполнения Фондом текущих обязательств.
Законопроектом предлагается использовать нормированный страховой запас в размере 1,8 млрд. рублей на увеличение субвенций в целях учета изменения численности застрахованных граждан по состоянию на 1 января текущего финансового года и на исполнение расходных обязательств Фонда в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для их финансового обеспечения.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая содержание Фонда, предусматриваются бюджетные ассигнования в сумме 725,3 млн. рублей, что соответствует размеру средств, утвержденному на 2016 год на указанные цели Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год"
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается утвердить доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) в сумме 1661,7 млрд. рублей.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на выпадающие доходы бюджета Фонда в связи с установлением ряду плательщиков страховых взносов пониженных тарифов предусмотрены в сумме 25,4 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается утвердить общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 1688,5 млрд. рублей.
Законопроектом предусматривается распределение по субъектам Российской Федерации субвенций на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, предусмотренных в бюджете Фонда в сумме 1458,6 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается в 2016 году перечислить межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату родовых сертификатов в сумме 18,8 млрд. рублей.
В бюджете Фонда федеральному бюджету предусматриваются межбюджетные трансферты:
в виде дотации на сбалансированность федерального бюджета в сумме 91,2 млрд. рублей;
на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи в виде иных межбюджетных трансфертов в сумме 96,7 млрд. рублей.
С учетом того, что в 2016 году планируется превышение расходов бюджета Фонда над доходами в размере 26,8 млрд. рублей, законопроектом предусматриваются источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год"
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители разработки проектов |
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
одновременно с проектом федерального закона |
Продление единовременных компенсационных выплат на 2016 год; финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральному бюджету |
Минздрав России Минфин России Минэкономразвития России ФОМС |
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год"
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители разработки проектов |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2016 году оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации в федеральных государственных учреждениях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет" |
В течение 1 месяца со дня вступления в силу Федерального закона |
Постановление Правительства Российской Федерации подлежит принятию в целях реализации Федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год и утверждает Правила финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в федеральных государственных учреждениях, в том числе порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет на указанные цели |
Минздрав России Минфин России Минэкономразвития России ФОМС |
|
Постановление Правительства Российской Федерации "О предоставлении в 2016 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования" |
В течение 1 месяца со дня вступления в силу Федерального закона |
Постановление Правительства Российской Федерации подлежит принятию в целях реализации Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" и утверждает Правила, устанавливающие порядок предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет на указанные цели |
Минздрав России Минфин России Минэкономразвития России ФОМС |
|
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил направления в 2016 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, федеральными государственными учреждениями" |
В течение 5 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона |
Постановление Правительства Российской Федерации подлежит принятию в целях реализации Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" и утверждает Правила направления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, федеральными государственными учреждениями |
Минздрав России Минфин России Минэкономразвития России ФОМС |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.