Досье на проект федерального закона
Целью законопроекта является совершенствование правового регулирования порядка предоставления кредитного отчета.
Законопроектом предполагается исключить возможность любого юридического лица и индивидуального предпринимателя, которые могут и не являться потенциальными кредиторами, получать информационную часть кредитной истории субъекта кредитной истории без согласия последнего.
В действующей редакции Федерального закона N 218-ФЗ закреплен порядок предоставления информационной части кредитной истории юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях выдачи займа (кредита) без согласия субъекта кредитной истории в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня обращения в бюро кредитных историй с запросом о предоставлении такой информационной части.
Доступность информационной части кредитной истории без согласия субъекта кредитной истории позволит использовать данную информацию, например, при трудоустройстве, причем соискатель даже не будет знать, что данные сведения были запрошены работодателем.
Таким образом, располагая данной информацией, работодатель может отказать в трудоустройстве по причине неудовлетворительной кредитной истории, при этом не указывая, что именно этот фактор послужил официальной причиной для отказа в приеме на работу.
Неконтролируемый доступ к данной информации не будет способствовать укреплению платежной дисциплины. Наоборот, помимо того, что должник уже имеет материальные трудности, он фактически лишается возможности трудоустроиться для восстановления своей платежеспособности, что еще больше усугубит соотношение долга к годовому доходу заемщика. Согласно исследованию НБКИ "Анализ долговой нагрузки российских заемщиков", соотношение долга к годовому доходу заемщиков с минимальными доходами в настоящее время составляет 51,89%.
Данная проблема в первую очередь коснется не злостных неплательщиков кредитов, как правило, без постоянного места работы, а людей, проходящих сложные многоэтапные собеседования и желающих иметь официальную работу на долгосрочный период.
Кроме того, наличие такой нормы в Федеральном законе N 218-ФЗ создает угрозу распространения неопределенному кругу лиц информации, содержащейся в информационной части кредитной истории. Сведения об отказах в заключении договоров займа (кредита) с указанием причин и даты отказа, а также запрашиваемых сумм являются данными, которые позволят сделать вывод о тяжелом материальном положении субъекта кредитной истории в конкретный момент времени, что может быть использовано в незаконных, преступных целях, например в схемах "черных риелторов".
Действующая редакция Федерального закона N 218-ФЗ содержит понятие "пользователь кредитной истории", а получение данного статуса ставится в зависимость от наличия согласия субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета. Часть 9.1 статьи 6 Федерального закона N 218-ФЗ наделяет правом получать информационную часть кредитной истории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а не пользователей кредитной истории, но при этом полностью отсутствует механизм фиксирования количества запросов и сведений о лицах, направивших запрос о предоставлении данной информации, поскольку во всех других нормах указанного Федерального закона, за исключением части 9.1 статьи 6, используется понятие "пользователь кредитной истории".
Внесение предлагаемых изменений устранит имеющиеся пробелы и обеспечит субъекту кредитной истории защиту от злоупотребления со стороны недобросовестных лиц.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях""
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях"" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.