Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью второй статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Среди основных прав гарантированных Конституцией Российской Федерации можно назвать право граждан на жизнь, охрану здоровья и собственность. Защита указанных прав находятся в компетенции соответствующих органов исполнительной власти Российской Федерации, которые осуществляющих свою деятельность на законодательной основе. Поскольку работа указанных органов исполнительной власти не может носить повсеместный характер, законодательством Российской Федерации предусмотрено право граждан самостоятельно осуществлять защиту жизни, здоровья и собственности граждане в случае покушения на них. Так, статьей 37 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусмотрено право граждан на необходимую оборону от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья обороняющегося или другого лица. Кроме этого, В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 13 декабря 1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон) граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
Несмотря на наличие в законодательстве Российской Федерации норм, регулирующих вопросы необходимой обороны, их применение судами на практике вызывает много вопросов и связано со многими трудностями в их практическом применении. Подтверждением того являются многочисленные судебные решения, в соответствии с которыми действия обороняющегося лица признаются уголовным преступлением, совершенным при превышении пределом необходимой обороны, даже если обороняющейся стал жертвой нападавшего. Действия обороняющегося лица могут быть признаны правомерными только в том случае, если действия посягающего лица сопряжены с насилием опасным для жизни обороняющегося лица. Если насилие не носит характер опасного для жизни, действия обороняющегося лица могут быть признаны правомерными, в случае если не было допущено превышения пределов необходимой обороны. При этом законодательством не уточняется, какие существуют пределы возможного причинения ущерба жизни и здоровью нападающему лицу и при каких обстоятельствах, в зависимости от степени опасности общественно опасного посягательства, они могут быть реализованы. На практике такая неопределённость приводит к тому, что наличие факта превышения пределов необходимой обороны определяется судом весьма субъективно исходя из фактических последствий инцидента.
Следует отметить, что различные общественно опасные посягательства могут иметь совершено разную общественную опасность, и, являя собой, по сути, факты совершения преступления или покушения на совершение преступления, должны иметь различную градацию возможных ответных мер обороняющегося лица. Для иллюстрации можно привести пример двух составов преступлений, предусмотренных Кодексом - статьи 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и 112 (Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью). В первом случае насилие опасно для жизни, во втором - нет, но в момент нападения степень опасности насилия зачастую определить не представляется возможным, еще более проблематичной эта задача становится в ходе следствия или судебного разбирательства. Аналогичный пример можно привести на примере 131 статьи Кодекса, когда действия нападающего лица, безусловно, содержат признаки насилия и, квалифицируясь по ч. 1 не опасны для жизни, но квалифицируясь по п. "а" ч. 4 опасны, однако в начальный момент нападения степень угрозы жертве оценить также невозможно.
Необходимо признать, что самооборона является достаточно уникальным правовым явлением, поскольку действия обороняющегося лица, в зависимости от последствий и обстоятельств могут квалифицироваться не только как деяние, за которое оно может понести уголовное наказание, но и как действия, представляющих собой временное исполнение гражданином функций органов исполнительной власти по защите прав граждан охраняемых Конституцией Российской Федерации. Исходя из этого, можно сделать вывод, о том, что законодательное регулирование вопросов самообороны не должно осуществляться в рамках уголовного кодифицированного акта и требует издание специального Федерального закона.
В соответствующем федеральном законе должно быть дано определение предмета самообороны, перечислен исчерпывающий список случаев, при которых возможна реализация права граждан на самооборону. Законом должны быть установлены несколько четких уровней пределов самообороны, которых может достичь обороняющееся лицо в случае нападения в зависимости от степени общественной опасности преступного посягательства.
В предлагаемом к рассмотрению законопроекте предлагается выделить четыре уровня физического ущерба нападающему, которого может достичь обороняющееся лицо при возникновении права на самооборону. Также предлагается установить, что самооборона возможна лишь в строго определенных случаях - при покушении на преступление или совершении преступления, предусмотренного определенными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.
Принятие специального федерального закона о самообороне не потребует расходов бюджетных средств, позволит согласовать вопрос использования оружия самообороны с нормами Федерального закона "Об оружии" и будет способствовать более качественному правосудию при рассмотрении дел связанных с реализацией права граждан на самооборону.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О самообороне в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О самообороне в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов бюджетных средств.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О самообороне в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О самообороне в Российской Федерации" потребует признания утратившей силу 37 статью Уголовного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.