Досье на проект федерального закона
Внесение проекта Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (в части государственной регистрации и допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов)" вызвано необходимостью усиления контроля государства за безопасностью эксплуатации гражданских воздушных судов. Предлагается обязать российские авиационные предприятия осуществлять регистрацию гражданских авиационных судов, собственниками и/или эксплуатантами которых они являются, в государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а получение сертификата летной годности осуществлять в уполномоченном органе в области гражданской авиации Российской Федерации.
В российской авиационной отрасли сложилась практика регистрации гражданских пассажирских самолетов иностранного производства в иностранной юрисдикции и их эксплуатации в России в режиме временного ввоза.
По информации Росавиации, на 11 августа 2014 в российских авиапредприятиях, выполняющих коммерческие воздушные перевозки, в эксплуатации находилось 1 337 единиц самолетов, из которых:
- 837 единиц иностранного производства (из них 578 единиц зарегистрированы в реестре Бермудских островов, 142 единицы - в реестре Российской Федерации, 116 единиц - в реестре Ирландии, 1 единица - в реестре Швейцарии);
- 500 единиц отечественного производства (из них 499 единиц зарегистрированы в реестре Российской Федерации, 1 единица - в реестре Республики Беларусь).
Как сообщает Росавиация, доля полетов, совершаемых российскими авиакомпаниями на воздушных судах иностранного производства, постоянно растет и за первое полугодие 2014 года составляла 80%. Таким образом, 83% самолетов, совершающих 80% полетов, зарегистрировано в иностранной юрисдикции.
Согласно п. 2 ст. 36 Воздушного кодекса Российской Федерации, сертификат летной годности, на основании которого допускаются к эксплуатации гражданские воздушные суда, выдается уполномоченным органом в области гражданской авиации государства, в котором зарегистрировано воздушное судно. Следовательно, техническая эксплуатация самолетов в Российской Федерации может осуществляться на основании законодательства и технических регламентов иностранных государств, которые, в свою очередь, на основании статьи 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации, могут передать функции регистрации и выдачи сертификата летной годности, иному, в том числе третьему государству.
Таким образом, в Российской Федерации сложилась ситуация когда органы гражданской авиации Российской Федерации контролируют техническое состояние воздушных судов, осуществляющих всего 17% полетов.
Как показала проверка, проведенная Счетной палатой Российской Федерации в октябре 2014 года (отчет N ОМ-181/03-03 от 29.10.2014 г.), большая часть гражданских пассажирских самолетов ввозится в Россию через оформление временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин. Из ввезенных в 2012 году 146 гражданских пассажирских самолетов 108 было оформлено во временный ввоз, из 210 самолетов, ввезенных в 2013 году, во временных ввоз было оформлено 122 самолета, из 146 самолетов, ввезенных в 1 полугодии 2014 года, во временных ввоз было оформлено 88 самолетов.
Кроме этого, проверка Счетной палаты показала, что значительные объемы временно ввезенных воздушных гражданских пассажирских судов оформлены по контрактам, заключенным российскими лицами с лицами, зарегистрированными в оффшорах.
Количество временно ввезенных в Российскую Федерацию воздушных гражданских пассажирских судов в 2012 году по контрактам, заключенным российскими юридическими лицами с организациями, зарегистрированными в оффшорах, составило 83 самолета (76,8% от всего количества самолетов, оформленных во временный ввоз), в 2013 - 87 самолетов(71,3%), в 1 полугодии 2014 года - 73 самолетов (82,9%).
Таким образом, в Российской Федерации сложилась ситуация когда подавляющее большинство полетов, совершаемых российскими авиакомпаниями, совершается на самолетах, ввезенных в Российскую Федерацию без уплаты таможенных пошлин, арендованных у оффшорных компаний, контроль за техническим состоянием которых не осуществляется органами гражданской авиации Российской Федерации.
Считаем, что принятие законопроекта существенно усилит контроль государства за безопасностью эксплуатации гражданских воздушных судов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
(в части государственной регистрации и допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (в части государственной регистрации и допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов)" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Существует вероятность увеличения сбора ввозных таможенных пошлин за счет отказа российских авиационных предприятий от режима временного ввоза в Российскую Федерацию гражданских пассажирских самолетов и вынужденное в связи с этим использование режима ввоза, требующего уплаты ввозных таможенных пошлин.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (в части государственной регистрации и допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (в части государственной регистрации и допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов)" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Может потребоваться внесение изменений в федеральные авиационные правила, устанавливающие порядок государственной регистрации воздушных судов и порядок оформления сертификатов летной годности, утверждаемые приказами Министерства транспорта Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.