Пояснительная записка
к проекту федерального закону N 927922-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В целях гармонизации правовых норм, предусматривающих порядок расчета средств пенсионных накоплений на различных этапах процесса их формирования, корректировки и отражения соответствующих сумм пенсионных накоплений на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц для обеспечения в дальнейшем установления накопительной пенсии, подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект, проект федерального закона).
При анализе положений федеральных законов, являющихся основополагающими для разработки проектов постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядок расчета Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) размеров средств пенсионных накоплений, выявлена необходимость уточнения отдельных норм федеральных законов: Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ), Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 111-ФЗ); Федерального закона о 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 410-ФЗ) и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ).
1. Необходимость уточнения ряда законодательных норм вызвана тем, что действующими редакциями Федерального закона N 75-ФЗ и Федерального закона N 111-ФЗ определены неодинаковые алгоритмы расчета вышеобозначенных средств различными страховщиками - негосударственным пенсионным фондом (далее - НПФ) и ПФР.
Так, например, относительно расчета размера средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче при переходе застрахованного лица к другому страховщику, существенно различаются нормы подпункта 2 пункта 3 статьи 26.6-1 Федерального закона N 75-ФЗ и подпункта 2 пункта 3 статьи 34.1 Федерального закона N 111-ФЗ об определении указанных величин для застрахованных, менее четырех лет формировавших свои пенсионные накопления соответственно в НПФ и ПФР.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункта 2 пункта 3 статьи 26.6-1 Федерального закона N 75-ФЗ" следует читать "подпункта 2 пункта 3 статьи 36.6-1 Федерального закона N 75-ФЗ"
Предлагаемые изменения унифицируют порядки расчета соответствующих средств как для ПФР, так и для НПФ. В частности, с учетом предлагаемых изменений все страховщики при определении суммы средств пенсионных накоплений, подлежащей передаче новому страховщику (в случае перехода застрахованного лица к другому страховщику ранее истечения четырехлетнего периода с момента возникновения правоотношений с текущим страховщиком), будут производить соответствующий расчет, исходя из сравнения двух сумм: суммы средств, поступивших к текущему страховщику за все время формирования у него указанных средств гражданина, и указанной суммы с учетом результата инвестирования данных средств. Данный порядок позволит рассчитать суммы для передачи пенсионных накоплений гражданина в условиях, когда на горизонте пяти лет текущим страховщиком не производилось предусмотренное законодательством отражение (фиксация) на счете застрахованного лица результата от инвестирования (с учетом гарантийного восполнения на счет гражданина возможных за данный период убытков за счет резервов страховщика).
2. Кроме того, в действующих редакциях положений федеральных законов, на основании которых должны быть разработаны соответствующие порядки расчета страховщиками размера средств пенсионных накоплений (для передачи другому страховщику, для фиксации на счете застрахованного результатов от инвестирования указанных средств), не учтено, что при осуществлении ПФР и НПФ таких расчетов из общей суммы пенсионных накоплений должны быть исключены средства материнского (семейного) капитала, переданные в случае отказа застрахованного лица от направления их на формирование накопительной пенсии и выбора другого направления использования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", включая доход, полученный от их инвестирования.
В то же время отсутствие в законах такой нормы (об исключении при расчете указанных сумм) может привести к искусственному завышению рассчитываемых ПФР и НПФ сумм пенсионных накоплений.
Предлагаемыми проектом федерального закона редакциями отдельных статей федеральных законов N 75-ФЗ и N 111-ФЗ соответствующие положения закрепляются. С этой целью изменения вносятся в статьи 36.2-1, 36.6-1, 36.6-2 Федерального закона N 75-ФЗ, в статьи 10.1, 34.1, 34.2 Федерального закона N 111-ФЗ, определяющие порядок расчета размера средств пенсионных накоплений:
- при отражении размера средств пенсионных накоплений с учетом результата их инвестирования по истечении каждых пяти лет с года, с которого ПФР (НПФ) стал страховщиком в отношении застрахованного лица;
- при отражении размера средств пенсионных накоплений с учетом результата их инвестирования при переходе (досрочном переходе) застрахованного лица из НПФ и из ПФР;
- при отражении размера средств пенсионных накоплений с учетом результата их инвестирования при назначении выплат за счет средств пенсионных накоплений.
3. Предлагается также привести к единообразию нормы Федерального закона N 75-ФЗ о сроках рассмотрения заявлений граждан о переходе из ПФР в НПФ и из НПФ в ПФР.
В частности, предлагается в таких случаях рассматривать соответствующие заявления в срок до 1 марта года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок, начиная с года подачи застрахованным лицом заявления о переходе.
С этой целью законопроектом корректируется пункт 1 статьи 36.9 Федерального закона N 75-ФЗ в части приведения к единообразию сроков рассмотрения ПФР заявлений застрахованных лиц о переходе в НПФ и в ПФР.
4. Также представленным проектом федерального закона предлагается конкретизировать порядок уведомления со стороны ПФР застрахованных лиц о результатах рассмотрения их заявлений о смене страховщика, о внесении изменений в реестр застрахованных лиц и других случаях.
Соответствующие изменения вносятся законопроектом в статьи 33, 36.4, 36.6, 36.9, 36.10, 36.11 Федерального закона N 75-ФЗ. Так, предлагается осуществлять такое уведомление как при личном приеме граждан, так и посредством их информирования с использованием общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей.
Указанные изменения позволят оптимизировать процесс уведомления граждан о внесенных в реестр застрахованных лиц изменениях.
5. Кроме того, в целях устранения правовой неопределенности с определением момента, когда ПФР стал страховщиком для гражданина, представленным проектом федерального закона предлагается определить что является датой (годом), с которой (-ого) ПФР выполняет роль страховщика по отношению к застрахованному лицу.
Так, законопроектом предлагаются изменения в статьи 3, 10.1, 30.1, 34.1, 34.2 Федерального закона N 111-ФЗ в части раскрытия использующихся в указанном законе понятий "год, с которого Пенсионный фонд Российской Федерации стал страховщиком в отношении застрахованного лица" и "дата, с которой Пенсионный фонд Российской Федерации стал страховщиком в отношении застрахованного лица", в части уточнения порядка формирования и использования резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию.
6. Также законопроектом корректируются положения частей 8, 11, 13 статьи 11 Федерального закона N 410-ФЗ.
Указанные нормы, предусматривающие алгоритм расчета размера средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в последующие годы, не учитывают результаты отражаемых на индивидуальном лицевом счете (на пенсионном счете накопительной пенсии) расчетов сумм средств пенсионных накоплений по состоянию на 31 декабря 2014 г. и сумм компенсаций, производимых ПФР и НПФ в соответствии с частями 7.1, 7.2 и 10.1, 10.2 той же статьи 11 Федерального закона N 410-ФЗ. Вместе с тем определение сумм средств накоплений, а также компенсирование в случае их недостаточности в соответствии с частями 7.1, 7.2 и 10.1, 10.2 статьи 11 Федерального закона N 410-ФЗ направлено на предотвращение ситуации вхождения страховщиков по обязательному пенсионному страхованию с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г. в систему гарантирования средств пенсионных накоплений с убытками (разнесенными по счетам застрахованных лиц), допущенными до формирования системы гарантирования средств пенсионных накоплений. Законопроектом предлагается учитывать указанные суммы при дальнейшем расчете размера средств пенсионных накоплений в соответствии с частями 8, 11 статьи 11 Федерального закона N 410-ФЗ, что будет способствовать усилению защиты пенсионных накоплений граждан на стадии формирования системы гарантирования пенсионных накоплений.
7. Законопроектом корректируются положения части 4 статьи 4, статьи 5, части 13 статьи 15 Федерального закона N 422-ФЗ в отношении уточнения понятий, используемых в указанном законе, а также уточнения порядка уплаты Пенсионным фондом Российской Федерации гарантийных взносов в систему гарантирования средств пенсионных накоплений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 4 статьи 4" следует читать "части 4 статьи 2"
В целом предлагаемые законопроектом изменения предусматривают единый алгоритм расчетов как ПФР, так и НПФ размера средств пенсионных накоплений, подлежащих отражению в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и на пенсионном счете накопительной пенсии, а также устраняют ряд юридико-технических неточностей, имеющихся в законодательстве.
Реализация законопроекта позволит устранить неравенство прав застрахованных лиц, формирующих средства пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах и в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, признанию утратившими силу, приостановлению или изменению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Для реализации федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.