Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 796968-6 "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации"
("О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Обращаем внимание, что отношения, связанные с проставлением апостиля на официальных документах, которые были выданы на территории Российской Федерации и представляются на территории другого государства - участника Гаагской Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (далее - Конвенция), регулируются нормами самой Конвенции, которая в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации является составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, с учетом положений Конвенции были приняты Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденный приказом Министерства юстиции от 3 июля 2012 года N 130, Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 14 августа 2013 года N 625, постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 523 "О предоставлении Министерству обороны Российской Федерации полномочий на проставление апостиля на официальных архивных документах о военной службе (работе) в Вооруженных Силах Российской Федерации, Вооруженных Силах Союза ССР и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, выдаваемых в Российской Федерации", Правила подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2014 года N 152, иные нормативные правовые акты.
В статье 7 законопроекта устанавливается, что за проставление апостиля взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно статьям 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отношения по установлению, введению и взиманию сборов (государственной пошлины) регулируются исключительно НК РФ. Таким образом, положения статьи 7 законопроекта являются излишними. Также принимая во внимание, что согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за проставление апостиля установлена государственная пошлина в размере 2 500 рублей за каждый документ и учитывая, что эта государственная пошлина в настоящее время уже взимается, дублирование такого положения в проекте является излишним.
Формулировка "российские официальные документы, подлежащие вывозу за пределы территории Российской Федерации" (в части терминов "российские", "подлежащие вывозу", "за пределы территории Российской Федерации") в наименовании и тексте законопроекта не представляется корректной с учетом формулировки статьи 1 Конвенции, согласно которой Конвенция распространяется на "официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представленными на территории другого договаривающегося государства". Таким образом, термин "за пределы территории Российской Федерации" является более широким по содержанию, а Конвенция, в которой участвуют не все государства, предусматривает взаимность.
Указанный в статье 5 проекта федерального закона перечень "российских официальных документов" следует соотнести с перечнем, определенным в статье 1 Конвенции.
В законопроекте не отражены случаи, предусмотренные в статье 8 Конвенции, относящиеся к другим международным договорам Российской Федерации, предусматривающим определенные формальности для удостоверения подписи, печати, штампа.
В соответствии со статьей 10 проекта ведение реестра апостилей осуществляется компетентным органом. Обращаем внимание, что согласно пункту 3 части 1 статьи 2 проекта к компетентным органам относятся федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этой связи представляется не ясным, какой именно компетентный орган уполномочен на ведение реестра апостилей.
Согласно положению часть 1 статьи 4 проекта полномочия компетентных органов по проставлению апостиля устанавливаются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок проставления апостиля компетентными органами определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и административными регламентами предоставления государственных услуг (часть 2 статьи 4 проекта). Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти координирует деятельность компетентных органов в сфере проставления апостиля (часть 4 статьи 4 проекта). Вместе с тем согласно положению пункта 3 части 1 статьи 2 проекта федерального закона к компетентным органам в том числе относятся и органы прокуратуры Российской Федерации. В этой связи обращаем внимание, что согласно Федеральному закону от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти (часть 2 статьи 4 Федерального закона N 2202-1). Определение компетенции органов прокуратуры осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 2202-1). Также в отношении положения части 2 статьи 4 проекта следует учитывать, что согласно статье 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" сфера действия этого Федерального закона не распространяется на деятельность органов прокуратуры Российской Федерации.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.