Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2014 г. N 152 "Об утверждении Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2014 г. N 152
"Об утверждении Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях"

С изменениями и дополнениями от:

8 июня 2016 г., 16 октября 2017 г., 1 октября 2018 г.

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 6.3 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. N 165 "О подтверждении документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 12, ст. 1642).

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д. Медведев

 

Москва

27 февраля 2014 г. N 152

 

Правила
подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2014 г. N 152)

С изменениями и дополнениями от:

8 июня 2016 г., 16 октября 2017 г., 1 октября 2018 г.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 330-ФЗ "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации"

См. Административный регламент предоставления государственной услуги по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, утвержденный приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2014 г. N 1630

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 26 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 16 октября 2017 г. N 1253

См. предыдущую редакцию

1. Настоящие Правила определяют порядок подтверждения выданных в РСФСР и Российской Федерации документов об ученых степенях, ученых званиях установленного в Российской Федерации или СССР государственного образца об ученых степенях, ученых званиях, а также документов об ученых степенях, выданных организациями в соответствии с пунктом 3.1 статьи 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - документы об ученых степенях, ученых званиях).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2016 г. N 508 в пункт 2 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях.

Результатом подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях является проставление на них или на отдельных листах, скрепляемых с этими документами, апостиля.

Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее - порталы государственных и муниципальных услуг) посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2016 г. N 508 пункт 3 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. В заявлении о подтверждении документа об ученой степени, ученом звании (далее - заявление) указываются:

а) фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя;

б) фамилия, имя и отчество (при наличии) обладателя документа об ученой степени, ученом звании (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);

в) реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;

г) реквизиты документа, удостоверяющего личность обладателя документа об ученой степени, ученом звании (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);

д) наименование и реквизиты документа об ученой степени, ученом звании;

е) согласие обладателя документа об ученой степени, ученом звании, а также заявителя (в случае если заявитель не является обладателем указанного документа) на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, в порядке, установленном Федеральным законом "О персональных данных";

ж) способ получения заявителем оригинала документа об ученой степени, ученом звании, прошедшего процедуру подтверждения (лично либо почтовым отправлением с наложенным платежом (указываются фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес заявителя).

5. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) оригинал документа об ученой степени, ученом звании;

б) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

в) копия документа, удостоверяющего личность обладателя документа об ученой степени, ученом звании (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);

г) копия документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества обладателя документа об ученой степени, ученом звании, при несоответствии фамилии, и (или) имени, и (или) отчества, указанных в этом документе, паспортным данным его обладателя;

д) доверенность, выданная в установленном порядке (в случае если заявителем является лицо, уполномоченное обладателем документа об ученой степени, ученом звании);

е) расписка обладателя документа об ученой степени, ученом звании или заявителя (в случае если заявитель не является обладателем указанного документа) о согласии на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, в порядке, установленном Федеральным законом "О персональных данных".

6. В случае если документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным в нотариальном порядке переводом на русский язык.

В случае личного обращения заявителя при представлении оригиналов документов, предусмотренных подпунктами "б" и "г" пункта 5 настоящих Правил, копии указанных документов изготавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно.

В иных случаях представляются копии документов, предусмотренных подпунктами "б" и "г" пункта 5 настоящих Правил, заверенные нотариусом.

7. Заявление и документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, представляются заявителем в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации лично или направляются регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.

Взаимодействие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и заявителя может осуществляться с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая порталы государственных и муниципальных услуг. В этом случае к заявлению прилагается копия документа об ученой степени, ученом звании. Оригинал документа об ученой степени, ученом звании представляется заявителем для проставления на нем апостиля после принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о подтверждении такого документа.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2016 г. N 508 в пункт 8 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

8. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет прием и регистрацию заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, независимо от места жительства заявителя и места нахождения организации, выдавшей документ об ученой степени, ученом звании.

9. При представлении заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, не в полном объеме, неправильно оформленных и (или) неправильно заполненных, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня их поступления возвращает заявителю указанные документы без рассмотрения по существу.

При представлении заявителем документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, в полном объеме, правильно оформленных и заполненных, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает указанные документы к рассмотрению.

10. При рассмотрении вопроса о подтверждении документа об ученой степени, ученом звании осуществляется:

а) определение подлинности подписи и наличия у лица, подписавшего документ об ученой степени, ученом звании, полномочий на право его подписи;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2016 г. N 508 подпункт "б" изложен в новой редакции

См. текст подпункта в предыдущей редакции

б) в надлежащем случае определение подлинности печати, которой скреплен документ об ученой степени, ученом звании;

в) установление факта выдачи документа об ученой степени, ученом звании лицу, указанному в этом документе в качестве его обладателя;

г) установление соответствия формы представленного документа об ученой степени, ученом звании форме документа об ученой степени, ученом звании, установленной на момент его выдачи;

Информация об изменениях:

Подпункт "д" изменен с 26 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 16 октября 2017 г. N 1253

См. предыдущую редакцию

д) установление наличия в документе об ученой степени, ученом звании всех реквизитов и всей информации, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области государственной научной аттестации являлось обязательным на момент его выдачи.

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 12 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 1 октября 2018 г. N 1168

См. предыдущую редакцию

11. В процессе подтверждения документа об ученой степени, ученом звании орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет проверку сведений, указанных в этом документе, с использованием данных, содержащихся в федеральной информационной системе государственной научной аттестации, а также взаимодействие с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации или с иным органом государственной власти либо организацией, которые выдали представленный документ об ученой степени, ученом звании, или с их правопреемником (далее - орган или организация).

В случае отсутствия у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации образца подписи, сведений о полномочиях должностного лица, подписавшего документ об ученой степени, ученом звании, и в надлежащем случае оттиска печати орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет запрос о предоставлении соответствующей информации в адрес органа или организации, выдавшей указанный документ (далее - запрос). Запрос направляется в течение одного рабочего дня со дня установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации факта отсутствия указанной информации. Запрос должен содержать наименование выданного документа об ученой степени, ученом звании и его реквизиты. К запросу прилагается копия соответствующего документа об ученой степени, ученом звании.

Орган или организация, в которые был направлен запрос, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня его получения направить ответ в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В случае если в установленный срок органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не получен ответ на соответствующий запрос, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет повторный запрос.

12. По результатам рассмотрения вопроса о подтверждении документа об ученой степени, ученом звании орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о подтверждении документа об ученой степени, ученом звании либо об отказе в подтверждении указанного документа.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2016 г. N 508 пункт 13 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

13. Срок проставления апостиля, в том числе на документах об ученых степенях, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Срок проставления апостиля может быть продлен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 30 рабочих дней в случае необходимости получения информации в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил. Срок проставления апостиля на документах об ученых степенях, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, может быть продлен до 45 рабочих дней со дня регистрации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявления. Указанные сроки включают в себя время, необходимое органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации для направления запросов, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил.

В случае продления срока проставления апостиля орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об этом заявителя в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока проставления апостиля.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2016 г. N 508 пункт 14 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

14. При принятии решения о подтверждении документа об ученой степени, ученом звании на нем или на отдельных листах, скрепляемых с этим документом, проставляется апостиль, форма которого определена Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, подписанной в г. Гааге 5 октября 1961 г., с его последующим заполнением. При заполнении апостиля могут использоваться также английский и (или) французский языки. Апостиль подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

15. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об отказе в подтверждении документа об ученой степени, ученом звании по следующим основаниям:

а) представленный документ не является выданным в РСФСР и Российской Федерации документом об ученой степени, ученом звании;

Информация об изменениях:

Подпункт "б" изменен с 26 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 16 октября 2017 г. N 1253

См. предыдущую редакцию

б) в документе об ученой степени, ученом звании отсутствует хотя бы один из реквизитов либо информация, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области государственной научной аттестации являлось обязательным на момент его выдачи;

в) должностное лицо, подписавшее документ об ученой степени, ученом звании, не обладало полномочием на право его подписи;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2016 г. N 508 в подпункт "г" внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

г) подпись должностного лица и (или) в надлежащем случае оттиск печати на документе об ученой степени, ученом звании не соответствуют образцам, имеющимся в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

д) орган или организация представили информацию о том, что документ об ученой степени, ученом звании не выдавался лицу, указанному в нем в качестве его обладателя;

е) органом или организацией, в которые был направлен повторный запрос, не представлены ответы (за исключением случаев межведомственного взаимодействия);

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2016 г. N 508 в подпункт "ж" внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

ж) орган или организация представили информацию об отсутствии образца подписи должностного лица и (или) в надлежащем случае оттиска печати.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2016 г. N 508 в пункт 16 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

16. При принятии решения об отказе в подтверждении документа об ученой степени, ученом звании орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение сроков проставления апостиля, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил для соответствующего случая, направляет (выдает) заявителю уведомление с указанием причин отказа и возвращает представленные им документы.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2016 г. N 508 в пункт 17 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

17. В случае если орган или организация представили информацию по запросу после окончания сроков проставления апостиля, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил для соответствующего случая:

а) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информирует заявителя о поступлении информации от органа или организации и возможности подачи заявления повторно;

б) при рассмотрении заявления, поданного повторно, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе использовать информацию, представленную по предыдущему заявлению от органа или организации (в случае подачи такого заявления соответствующая пошлина повторно не взимается).

18. В случае если орган или организация представили информацию о том, что документ об ученой степени, ученом звании не выдавался лицу, указанному в нем в качестве его обладателя, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 рабочих дней:

а) направляет соответствующую информацию с приложением оригинала документа об ученой степени, ученом звании в правоохранительные органы;

б) направляет (выдает) заявителю мотивированное уведомление о направлении оригинала документа об ученой степени, ученом звании в правоохранительные органы.

19. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает возможность для заявителей и обладателей документа об ученой степени, ученом звании осуществлять мониторинг хода подтверждения документов об ученой степени, ученом звании с использованием порталов государственных и муниципальных услуг.

20. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обеспечивает представление в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки информации (в том числе баз данных), необходимой для формирования и ведения федеральных баз данных по вопросам контроля и надзора в сфере образования и науки.

Утвержден новый порядок подтверждения документов об ученых степенях и званиях. Речь идет о документах гособразца, выданных в РСФСР и России.

В целом порядок не изменился.

Как и прежде, апостиль проставляют уполномоченные органы субъектов Федерации.

Заинтересованные лица подают в соответствующий орган заявление. В нем, в частности, указываются ФИО заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность, наименование и реквизиты документа об ученой степени/звании. Приведен перечень документов, прилагаемых к заявлению. Среди них - документ об ученой степени/звании (оригинал), копия документа, удостоверяющего личность, доверенность представителя и др. Документы, составленные на иностранном языке, представляются с нотариально заверенным переводом.

Заявление можно подать лично, через порталы государственных и муниципальных услуг, а также направить по почте (с уведомлением о вручении и описью вложения).

Сокращен срок, в течение которого документы возвращаются заявителю без рассмотрения по существу (это происходит, если они неправильно заполнены/оформлены или представлены не в полном объеме). Теперь он составляет 5 рабочих дней (вместо 10 дней).

Полномочия органа при подтверждении документа об ученой степени/звании не изменились. Он, как и прежде, проверяет подлинность подписи и печати, устанавливает факт выдачи документа обладателю, а также наличие всех необходимых реквизитов и т. д. На запросы уполномоченного органа нужно ответить в течение 5 рабочих дней.

Апостиль проставляется в течение 45 дней. При направлении повторного запроса этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Установлены основания для отказа в проставлении апостиля. Например, это происходит, если не получен ответ на запрос. Вместе с тем, если ответ получен уже после окончания срока рассмотрения документов, заявитель информируется о возможности повторного обращения.

Если выяснится, что документ обладателю не выдавался, данные передаются в правоохранительные органы.

Прежний порядок утрачивает силу.


Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2014 г. N 152 "Об утверждении Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 марта 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 марта 2014 г. N 10 ст. 1042


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 1 октября 2018 г. N 1168

Изменения вступают в силу с 12 октября 2018 г.


Постановление Правительства РФ от 16 октября 2017 г. N 1253

Изменения вступают в силу с 26 октября 2017 г.


Постановление Правительства РФ от 8 июня 2016 г. N 508

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления