Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях приостановления обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, если собственниками помещений в их многоквартирном доме уже проведены все работы по капитальному ремонту, которое предусмотрены в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В настоящее время Жилищный кодекс Российской Федерации допускает приостановление уплаты взносов на капитальный ремонт при достижении минимального размера фонда капитального ремонта (часть 8 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федераций) и в случае, если региональным оператором устанавливается зачет стоимости проведенных отдельных работ по капитальному ремонту в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт (часть 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации). Однако, это приостановление уплаты взносов полностью зависит от принимаемых на уровне субъекта Российской Федерации решений и не учитывает случаев исполнения собственниками своих обязанностей по проведению комплексного Капитального ремонта.
Кроме того, взнос на капитальный ремонт не уплачивается собственниками помещений в новостройках в течение срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, но не превышающий пяти лет.
Следует отметить, что до введения в действие раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. до 26 декабря 2012 года, финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществлялось несколькими способами, среди которых:
- софинансирование Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием и собственниками помещений в многоквартирном доме;
- финансирование жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья;
- финансирование на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом зачастую собственниками использовались заемные средства для финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (кредиты, средства управляющих организаций), которые ими возвращаются и в настоящее время. В результате введения накопительной системы финансирований капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники вынуждены оплачивать капитальный ремонт в двойном размере:
- 1-й платеж - погашение кредитов, займов и др.;
- 2-й платеж - обязательный взнос на капитальный ремонт.
Представляется несправедливым такой подход, учитывая, что капитальный ремонт проведен в полном объеме и повторное его проведение не требуется. В текущих экономических условиях двойные! платежи, из которых один будет использован на финансирование капитального ремонта через 20-30 лет, для собственников, особенно относящихся к социально незащищенной категории населения, окажутся тяжелым финансовым бременем.
В связи с этим законопроектом предлагается приостанавливать уплату взносов на капитальный ремонт, если все работы уже проведены и оплачены собственниками, сформировавшими фонд капитального ремонта на специальном счете их многоквартирного дома.
Предлагается также установить в императивной форме срок возобновления соответствующей обязанности - 5 лет с момента внесения изменений в региональные программы.
Законопроектом предлагается применить положения о приостановлении обязанности по уплате взноса на капитальный ремонт с 26 декабря 2012 года - дня вступления в действие раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации. Этот раздел регулирует вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных"домах возлагает в том числе обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт и на тех собственников, которые провели капитальный ремонт и потребность в его проведении отсутствует.
Законопроектом предоставляется собственникам помещений в многоквартирном доме право отказаться от приостановления уплаты взносов на капитальный ремонт, если они примут соответствующее решение на общем собрании.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федераций"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащего изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу) приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.