Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 938131-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Указанные фундаментальные принципы не могут быть реализованы до тех пор, пока указанный показатель в России меньше прожиточного минимума.
Статьёй 133 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако статья 421 указанного кодекса предполагает поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до указанного уровня.
В действительности величина прожиточного минимума в целом по России, согласно ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", определяется Правительством РФ ежеквартально, в то время как МРОТ определяется Федеральным законом - 1 раз в год.
Так, Постановлением Правительства РФ от 04.06.2015 N 545 прожиточный минимум для трудоспособного населения за I квартал 2015 года установлен в размере 10404 рубля и будет увеличен ещё неоднократно, тогда как ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ МРОТ установлен в сумме 5965 рублей в месяц на весь 2015 год.
Вопреки закреплённому в указанном выше законе постепенному увеличению МРОТ до уровня прожиточного минимума, разрыв между обозначенными показателями только увеличивается. Если в 2014 году минимальный размер оплаты труда был установлен ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ в размере 5554 рубля и составлял 67% от установленного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2014 N 586 за I квартал 2014 года прожиточного минимума в 8283 рубля, то сейчас первый показатель достигает только 57% от второго.
Таким образом, государство не просто не гарантирует права граждан на достойную жизнь, но устанавливает минимальный размер оплаты труда значительно меньший, чем необходим для физического выживания, продолжает усугублять ситуацию и оставляет самые социально незащищенные слои населения на произвол судьбы.
В этой связи, в целях обеспечения фундаментальных прав граждан проектом Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации" предусматривается, что минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации признаётся равным величине прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, определяемой в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за позапрошлый квартал в случае, если это не влечёт за собой его уменьшения.
Указанная формулировка:
- во-первых, позволяется реализовать важнейший принцип права, в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом МРОТ может быть и больше, если прожиточный минимум снижается;
- во-вторых, учитывает особенности установления последнего, а также необходимость публикации новых показателей МРОТ до их введения. Так, например, если прожиточный минимум для трудоспособного населения за I квартал 2015 года установлен 04 июня, то увеличение МРОТ до указанного уровня будет осуществлено только в III квартале 2015 года.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации" направлен на преодоление декларативного характера основополагающих положений Конституции России и призван обеспечить исполнение государством своей социальной функции, заключающейся в гарантировании наименее защищенным слоям населения жизненно необходимых условий труда.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации"
Согласно статье 2 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", минимальный размер оплаты труда вводится:
- организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- другими организациями - за счет собственных средств.
Основные затраты, связанные с реализацией проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации", безусловно, понесут частные организации и предприниматели.
Тем не менее, в бюджетной сфере реализация указанного законопроекта также потребует дополнительных расходов.
Расчёт точных сумм, необходимых в случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации", зависит, во-первых, от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2015 года, который будет установлен только в III квартале, а во-вторых, от даты вступления закона в силу.
Поскольку оба обозначенных значения неизвестны, расчёт материальных затрат является приблизительным.
В апреле 2013 года, по данным Росстата, численность работников организаций государственной и муниципальной форм собственности, которым начислена заработная плата в размере до 5000 рублей составила 219925 человек, от 5000 до 5800 - 657885, от 5800 до 7400 - 894656, от 7400 до 9000 - 961815 и от 9000 до 10600 - 939709. Средние показатели зарплат указанных категорий равны, соответственно, 3544,7; 5401,5; 6618,3; 8238,5 и 9823,3 рублей.
Повышение до уровня прожиточного минимума за I квартал 2015 года (10404 рублей), который предполагается использовать в качестве МРОТ в III квартале сего года, потребовало бы 1508531553 + 3291069713 + 3386899219 + 2082810383 + 545689016,3 = 10814999883 рублей.
Тем не менее, необходимо особо подчеркнуть, что в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в 2014 и 2015 годах успешно реализуются меры, направленные на:
- увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;
- доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;
- повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
- повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
В целях преодоления кризисных явлений в российской экономике было произведено снижении зарплат лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, выплаты руководителям федеральных государственных унитарных предприятий были ограничены на уровне 8-ми средних зарплат других работников того же юридического лица, а также приняты иные меры, не затрагивающие наименее защищенные слои населения, зарплата которых менее 10 404 рублей.
Кроме того, организации, которые рассматриваются в качестве финансируемых из бюджетных источников, в действительности финансируются не только за счет средств соответствующих бюджетов, но также, как уже было отмечено выше, за счёт внебюджетных средств и доходов, полученных от предпринимательской и иной деятельности.
При этом средства на повышение МРОТ могут быть изысканы за счет перераспределения средств фонда оплаты труда.
Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств, выделение дополнительных средств из бюджетов всех уровней на реализацию законопроекта не потребуется.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.