Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 938850-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части наделения суда правом соединения уголовных дел в одно производство)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство в части наделения суда полномочиями по соединению уголовных дел в одно производство.
До принятия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) в 2001 году, соединение уголовных дел производилось по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора либо по определению или постановлению суда (ч. 3 ст. 26 УПК РСФСР).
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством суд таким правом не наделен.
Анализ международных правовых актов и зарубежного законодательства показывает, что нормативное закрепление полномочий суда по соединению уголовных дел действует во многих уголовно-процессуальных кодексах.
Уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь предусмотрено соединение уголовных дел определением (постановлением) суда, в производстве которого находится одно из расследуемых или рассматриваемых дел.
В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан соединение уголовных дел осуществляется на основании постановления суда.
Также соответствующим правом наделены суды Киргизской Республики (ст. 148 Уголовно-процессуального кодекса Киргизской Республики) и Эстонии (ст. 217.1 Уголовно-процессуального кодекса Эстонии).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 237 УПК судья возвращает уголовное дело прокурору, если имеются предусмотренные ст. 153 УПК основания для соединения уголовных дел. При этом ст. 153 УПК говорит о праве, а не об обязанности прокурора соединять уголовные дела.
По сути своей соединение уголовных дел является процессуальным решением, направленным на объединение в одно судопроизводство двух или более уголовных дел с целью проведения всестороннего, полного и объективного расследования и справедливого разрешения уголовного производства в суде в наиболее короткие сроки.
Кроме того, на судебной стадии уголовного процесса соединение таких дел чаще всего вызвано необходимостью более оперативного и всестороннего рассмотрения дел, переданных в суд в отношении одного обвиняемого.
Соответственно не вызывает сомнений тот факт, что решения судов о возвращении дел для соединения не только препятствуют своевременной защите интересов потерпевших, но и нарушают право, представленное жертвам преступных посягательств (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) на скорейшее судебное разбирательство в разумный срок.
Подобный подход также противоречит рекомендации N R (85) 11 КМ Совета Европы и требованиям ст. 6.1 УПК, допускающим соединение уголовных дел, в первую очередь в интересах сторон и лишь во вторую - в целях процессуальной экономии.
Следует отметить, что при соединении уголовных дел формулировка обвинения не изменяется, поскольку уголовное производство осуществляется сразу по нескольким самостоятельным обвинениям, которые разрешаются одновременно. В этой связи техническое; объединение таких дел в одно производство никак не отягчит положение обвиняемого.
Процессуальное решение о соединении нескольких уголовных дел в одно производство никак не отразится на назначении наказания в случае вынесения судом обвинительного приговора.
Согласно ч. 1 ст. 69 УПК при совокупности преступлений наказание назначается отдельно за каждое совершенное преступление. При этом ч. 1 ст. 17 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет совокупность преступлений как совершение двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "ч. 1 ст. 69 УПК" следует читать "ч. 1 ст. 69 УК"
Суд, направляя уголовное дело прокурору, предопределяет последующее решение прокурора о соединении уголовных дел. Однако соединение уголовных дел прокурором не всегда можно признать возможным и необходимым, поскольку при соединении уголовных дел возникает новое по объему уголовное дело.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" по вопросам совершенствования процедуры апелляционного производства" суд наделен полномочиями по выделению уголовного дела в отдельное производство.
В развитие вышеуказанной инициативы и в целях обеспечения конституционных прав участников уголовного судопроизводства представляется целесообразным наделить суд правом соединять уголовные дела в одно производство.
Внесение данной нормы повысит эффективность уголовного судопроизводства, обеспечит своевременную реализацию прав и законных интересов участников уголовного процесса, положительно повлияет на сроки расследования уголовных дел, исключит факты освобождения обвиняемых из-под стражи в связи с истечением установленных ст. 109 УПК сроков их содержания.
При расследовании дел о преступлениях, совершенных преступными сообществами (преступными организациями), практически никогда не удается задержать и привлечь к ответственности всех членов преступного сообщества одновременно. В конце расследования, перед направлением уголовного дела в суд, из него зачастую выделяются в отдельное производство дела в отношении участников преступления, находящихся в розыске. Но к моменту направления дела в суд устанавливаются и задерживается еще ряд членов преступного сообщества. В данном случае суд использует свое право, предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 237 УПК - возвращать уголовное дело для соединения в одно производство.
Однако к этому времени, установленные ст. 109 УПК предельные 18-ти месячные сроки содержания под стражей ранее задержанных обвиняемых истекают и органы предварительного следствия по законным основаниям вынужденно освобождают обвиняемых, предельный срок содержания которых под стражей истёк.
В этой связи законопроектом предлагается УПК дополнить статьей 239.2 ("Соединение уголовных дел судом"), предусматривающей наделение суда правом по ходатайству стороны принимать решение о соединении поступивших уголовных дел в одно производство, когда объем обвинения при соединении уголовных дел не изменяется.
Предлагаемые изменения корреспондируют с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 18-П в соответствии с которыми основанием для возвращения дела прокурору являются существенные нарушения уголовно-процессуального закона, совершенные дознавателем, следователем или прокурором, в силу которых исключается возможность вынесения судом приговора или иного решения.
Принятие федерального закона повысит эффективность уголовного судопроизводства, обеспечит своевременную реализацию прав и законных интересов участников уголовного процесса, поспособствует соблюдению разумных сроков уголовного судопроизводства, положительно повлияет на сроки расследования уголовных дел, исключит факты освобождения обвиняемых из-под стражи в связи с истечением установленных ст. 109 УПК сроков их содержания.
Реализация законопроекта без ущерба целям правосудия снизит расходы средств федерального бюджета, связанные 12 рассмотрением дела по существу и вызовами в суд участников уголовного судопроизводства, позволит сократить сроки рассмотрения уголовных дел судом, а также не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части наделения суда правом соединения уголовных дел в одно производство)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части наделения суда правом соединения уголовных дел в одно производство)" дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не потребует.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части наделения суда правом соединения уголовных дел в одно производство)"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части наделения суда правом соединения уголовных дел в одно производство)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.