Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел представленный Правительством Российской Федерации законопроект N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" (в части финансирования научных исследований и разработок) и отмечает следующее.
Проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" основан на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Законопроект сформирован на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, в рамках которого значения большинства макроэкономических показателей были снижены по сравнению с параметрами прогноза, положенными в основу Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" от 01 декабря 2014 года N 384-ФЗ (далее - Закон N 384-ФЗ). Основные характеристики федерального бюджета на 2016 год представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики федерального бюджета на 2016 год
млрд. рублей | |||||
Показатели |
2014 год (отчет) |
2015 год (оценка) |
2016 год |
||
N 384-ФЗ |
Отклонение |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5-4 |
Доходы, всего |
14 496,9 |
13 251,3 |
15 795,5 |
13 738,5 |
-2 057,0 |
%% к ВВП |
20,3 |
18,0 |
19,0 |
17,5 |
-1,5 |
Расходы, всего |
14 831,6 |
15 417,3 |
16 271,8 |
16 098,7 |
-173,1 |
%% к ВВП |
20,8 |
21,0 |
19,6 |
20,5 |
0,9 |
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-334,7 |
-2 166,0 |
-476,3 |
-2 360,2 |
-1 883,9 |
%% к ВВП |
-0,5 |
-3,0 |
-0,6 |
-3,0 |
-2,4 |
Ненефтегазовый дефицит |
-7 768,5 |
-8 045,8 |
-8 508,3 |
-8 405,1 |
103,2 |
%% к ВВП |
-10,9 |
-10,9 |
-10,2 |
-10,7 |
-0,5 |
В 2016 году прогнозируется повышение доходов федерального бюджета до 13 738,5 млрд. рублей по сравнению с 2015 годом (13 251,3 млрд. рублей). В 2016 году также планируется повышение расходов федерального бюджета до 16 098,7 млрд. рублей вместо 15 417,3 млрд. рублей в 2015 году. Дефицит федерального бюджета ожидается на уровне 3,0% ВВП в 2016 году (на уровне 2015 года).
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения на 2016 год запланированы в объеме 306,3 млрд.рублей, что составляет 0,39% ВВП и 1,9% от расходов федерального бюджета. Для сравнения, расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения на 2015 год (оценка) запланированы в объеме 355,2 млрд. рублей, что составляет 0,48% ВВП и 2,3% от расходов федерального бюджета.
Базовым инструментом реализации государственной политики в научно-технической сфере является государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 301). Планируемые расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы
млн. рублей | |||
Наименование |
2016 год |
||
Закон N 384-ФЗ |
Отклонение, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 = 3/2 х 100 |
Всего |
182 786,8 |
159 963,0 |
87,5 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Фундаментальные научные исследования" |
116 467,1 |
104 324,4 |
89,6 |
Подпрограмма "Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок" |
8 655,4 |
7 373,8 |
85,2 |
Подпрограмма "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" |
26 247,4 |
14 923,0 |
56,9 |
Подпрограмма "Международное сотрудничество в сфере науки" |
6 508,4 |
8 488,2 |
130,4 |
Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" |
24 908,6 |
24 853,6 |
99,8 |
Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 159 963,0 млн. рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 384-ФЗ, уменьшены на 22823,8 млн. рублей.
Изменение объемов бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Фундаментальные научные исследования" наряду с общими подходами к формированию проекта федерального бюджета учитывает:
дополнительное сокращение расходов на 33,6 млн. рублей, связанное с прекращением действия пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1993 года N 1372 "О мерах по материальной поддержке ученых России";
увеличение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными государственными бюджетными учреждениями науки, созданными в ведении Федерального агентства научных организаций (ФАНО России) и расположенными на территории г. Севастополя (в объеме 540, 0 млн. рублей) и Республики Крым (в объеме 734,4 млн. рублей);
увеличение бюджетных ассигнований на выполнение государственного задания по сохранению фондов и проведению восстановительных работ библиотеки федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук" (ФГБУ "ИНИОН РАН"), находящегося в ведении ФАНО России, в объеме 28,5 млн. рублей; на восстановление здания ФГБУ "ИНИОН РАН" в объеме 159,1 млн. рублей;
увеличение бюджетных ассигнований в объеме 1 500,0 млн. рублей на финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным государственным бюджетным учреждением науки "Научно-образовательный комплекс "Приморский океанариум" Дальневосточного отделения Российской академии наук", находящегося в ведении ФАНО России, в связи с вводом нового объекта "Приморский океанариум";
увеличение бюджетных ассигнований на выплаты членам государственных академий наук в объеме 930,6 млн. рублей в связи с увеличением денежных выплат членам государственных академий наук в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 года N 480.
Изменение объемов бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" наряду с общими подходами к формированию проекта федерального бюджета учитывает уменьшение бюджетных ассигнований, связанных с оплатой труда научных сотрудников в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, на 11 303,2 млн. рублей в связи с введением и учетом оценки статистического показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) (постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 года N 973).
По подпрограмме "Международное сотрудничество" увеличение объема бюджетных ассигнований на 1 962,1 млн. рублей обусловлено главным образом изменением курса доллара США.
Изменения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" в 2016 году по сравнению с 2015 годом представлены в таблице 3.
Таблица 3
Изменения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" в 2016 году по сравнению с 2015 годом
млн. рублей | |||
Наименование |
2015 год* |
2016 год |
|
Изменение к предыдущему году, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 = 3/2 х 100 |
Всего |
151 680,5 |
159 963,0 |
105,5 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Фундаментальные научные исследования" |
102 016,6 |
104 324,4 |
102,3 |
Подпрограмма "Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок" |
8 009,1 |
7 373,8 |
92,1 |
Подпрограмма "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" |
11 089,2 |
14 923,0 |
134,6 |
Подпрограмма "Международное сотрудничество в сфере науки" |
8 410,3 |
8 488,2 |
100,9 |
Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" |
21 390,2 |
24 853,6 |
116,2 |
Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы |
765,2 |
0,0 |
0,0 |
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 г.
В 2016 году из государственной программы "Развитие науки и технологий" предлагается исключить ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы (утверждена Правительством РФ 21 мая 2013 года N 424). В этой связи следует отметить, что в государственном секторе науки до сих пор не решена проблема обеспеченности научными и научно-педагогическими кадрами.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" в 2016 году по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 301, планируется уменьшить на 26591,6 млн.рублей.
В 2016 году расходы на фундаментальные исследования по разделу "Общегосударственные вопросы" запланированы в объеме 121 161,2 млн. рублей, что на 14 501,6 млн. рублей меньше, чем предусмотрено Законом N 384-ФЗ. На прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов планируется выделить в 2016 году 14 358,8 млн. рублей, что на 859,3 млн. рублей меньше, чем предусмотрено Законом N 384-ФЗ.
На финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики в 2016 году планируется выделить 140 949,4 млн. рублей, что меньше на 42 376,8 млн. рублей, предусмотренных Законом N 384-ФЗ. Бюджетные ассигнования на исследование и использование космического пространства по разделу "Национальная экономика" на 2016 год должны составить 171 556,9 млн. рублей, что меньше на 16 077,9 млн. рублей, предусмотренных Законом N 384-ФЗ.
Вызывает также обеспокоенность дальнейшее снижение затрат на образование. Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295), предусмотренные в проекте федерального бюджета на 2016 год, составят 404 894,4 млн. рублей. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 384-ФЗ, уменьшены на 44 899,9 млн. рублей. В 2016 году бюджетные ассигнования по указанной государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 42 138,5 млн. рублей. C учетом прогнозируемого роста доходной и расходной части федерального бюджета в 2016 году в текущих ценах (без учета инфляции) по сравнению с 2015 годом, Комитет государственной Думы по науке и наукоемким технологиям считает нецелесообразным дальнейшее сокращение бюджетных ассигнований на науку и образование. Для достижения целевых показателей научно-технического и инновационного развития Российской Федерации, дальнейшего решения проблем импортозамещения наукоемкой продукции в проекте федерального бюджета на 2016 год необходимо предусмотреть выделение бюджетных ассигнований на науку и образование, как минимум на уровне 2015 года, проиндексированных с учетом прогнозируемых темпов инфляции.
Рассмотрев законопроект N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год", Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям высказывает следующие замечания и предложения.
1. В условиях снижения роли энергосырьевого сектора экономики и налоговых поступлений, как основных источников формирования федерального бюджета, особого внимания требует решение проблемы повышения неналоговых доходов, получаемых в основном за счет эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала страны, вовлечения результатов научной и научно-технической деятельности в хозяйственный оборот, увеличения экспорта высокотехнологичной продукции, работ и услуг.
2. В проекте федерального бюджета на 2016 год целесообразно предусмотреть выделение необходимых средств в части финансирования науки и образования для достижения значений показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
3. Наряду с решением проблем увеличения бюджетного финансирования науки Правительству Российской Федерации необходимо разработать систему мер по повышению ответственности федеральных органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками и исполнителями государственных программ, а также государственных академий наук и государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, за целевое и эффективное расходование бюджетных средств, достижение научных и научно-технических результатов на уровне современных требований.
В соответствии с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.