Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 955915-6 "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в отдельные законодательные акты"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона разработан в целях создания правовых основ для установления особенностей погашения и внесудебного урегулировании задолженности заемщиков - граждан Российской Федерации, проживающих на территории Крымского федерального округа, перед украинскими кредитными организациями.
Предлагаемое проектом регулирование предусматривает, что размер задолженности физических лиц по кредитным договорам, заключенным с банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, будет определяться по состоянию на 18 марта 2014 года.
Платежи, направленные на погашение задолженности лиц по кредитным договорам, будут осуществляться в валюте Российской Федерации. При этом проект разрешает требовать от заёмщиков денежные средства в погашение их задолженности кредитным организациям, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридическим лицам, которые обладают правом требовать погашения задолженности, возникшей из кредитных договоров. Данные юридические лица должны будут соответствовать установленным проектом обязательным требованиям, в том числе, о раскрытии информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых оно находится, и о деловой репутации их руководителя (заместителей руководителя). В связи с отсутствием межгосударственных договоров положения данного законопроекта не затрагивают прав и обязанностей нерезидентов Российской Федерации (украинских банков).
Проект предусматривает, что денежные средства, направляемые заемщиками в целях погашения задолженности, учитываются на отдельном банковском счете, открытом автономной некоммерческой организации# "Фонд защиты вкладчиков" (далее - Фонд). Проектом устанавливается специальный режим этого отдельного банковского счета и определяется его иммунитет.
Проектом предусматривается, что задолженность заемщика по кредитным договорам, заключенным с банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, погашается в полном объеме со дня перечисления всей суммы задолженности на отдельный банковский счет.
Также проект определяет порядок получения заемщиком документального подтверждения снятия обременения с залогового имущества, обеспечивающего исполнение обязательств по кредитному договору.
Согласно проекту Фонд в течение трех рабочих дней с даты зачисления на отдельный банковский счет денежных средств, направленных на погашение в полном объеме задолженности, направляет лицу, имеющему право требовать погашения задолженности, соответствующее письменное уведомление. Лица, имеющие право требовать погашения задолженности, обязаны не позднее 10 рабочих дней со дня получения от Фонда указанного уведомления предоставить заемщику и в Фонд документальное подтверждение отсутствия обременения по залоговому имуществу (снятия обременения с залогового имущества), обеспечивающему исполнение обязательств по кредитному договору, задолженность по которому заемщиком была полностью погашена.
В случае наличия в Фонде информации об отсутствии необходимости получения заемщиком документального подтверждения снятия обременения с залогового имущества, обеспечивающего исполнение обязательств по кредитному договору, или отсутствии обеспечения исполнение обязательств по кредитному договору Фонд переводит денежные средства, полученные им в целях погашения соответствующей задолженности, лицу, имеющему право требовать погашения задолженности, не позднее пяти рабочих дней со дня их зачисления на отдельный банковский счет.
Документы, подтверждающие снятие обременения с залогового имущества, обеспечивающего исполнение обязательств по кредитному договору, рассматриваются Фонд# . В случае признания их достаточными и достоверными, Фонд переводит с отдельного банковского счета денежные средства, полученные им в целях погашения соответствующей задолженности, лицу, имеющему право требовать погашения задолженности.
Кроме того, проектом определяются требования к организации взаимодействия лиц, которые в соответствии с проектом получат право требовать погашения задолженности, с заемщиками.
Также проект предусматривает создание обязательной досудебной процедуры урегулирования спора, возникающего между заемщиками и лицами, имеющими право требовать погашения задолженности.
В рамках данной процедуры лицо, имеющее право требовать погашения задолженности, обязано обратиться с письменным заявлением об урегулировании спора в Фонд, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие наличие у него права требовать погашения соответствующей задолженности. Фонд рассматривает поступившее заявление, истребует при необходимости дополнительные разъяснения, документы, иные сведения и принимает по заявлению обязательное для сторон решение.
Законопроектом заемщику предоставляется право обратиться в Фонд с письменной просьбой о предоставлении рассрочки погашения задолженности (реструктуризации задолженности), возникшей из обязательств перед банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя (далее - рассрочка), содержащей обоснование данной просьбы, к которой должны быть приложены подтверждающие документы.
Копии просьбы и приложенных к ней документов одновременно направляются лицу, имеющему право требовать погашения задолженности, которое вправе в течение трех рабочих дней направить в Фонд обоснованное мнение в отношении просьбы заемщика о предоставлении рассрочки. Рассрочка может быть предоставлена на срок не более 24 месяцев.
Если стороны будут не удовлетворены решением Фонда, они будут вправе обратиться в суд с иском о том же предмете и по тем же основаниям. Проект предоставляет заемщикам, в отношении которых после 18 марта 2014 года и до вступления в силу проекта судом вынесено решение о взыскании денежных средств по кредитному договору, заключенному с банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, право обратиться в суд с заявлением о пересмотре данного решения с учетом требований законопроекта.
Также проектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" в части расширения функций, осуществляемых Фондом, и дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" новым составом, предусматривающим административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, устанавливающего особенности погашения задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
Реализация Федерального закона "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в отдельные законодательные акты" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в отдельные законодательные акты"
Принятие Федерального закона "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в отдельные законодательные акты" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в отдельные законодательные акты"
Принятие Федерального закона "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в отдельные законодательные акты" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в отдельные законодательные акты"
Принятие Федерального закона "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в отдельные законодательные акты" не потребует принятия правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти для обеспечения действия его норм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.