Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике, рассмотрев проект федерального закона N 862141-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - законопроект), в части своей компетенции отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование действующей системы налогообложения при добыче нефти на месторождениях, расположенных на территории Российской Федерации, за исключением месторождений, расположенных в границах внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.
Законопроектом предлагается дополнить раздел VIII.1 "Специальные налоговые режимы части второй Налогового кодекса Российской Федерации" главой 26.6 "Система налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти".
Действующая в настоящее время система налогообложения деятельности по добыче нефти включает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозную таможенную пошлину, применимую при экспорте нефти.
Необходимость разработки законопроекта и изменения действующей системы налогообложения обусловлена ее недостаточной эффективностью в сложившихся экономических условиях, когда нефтяная отрасль характеризуется падением темпов добычи и увеличением доли месторождений на поздней стадии выработки, требующих значительных инвестиций.
Таким образом, действующая система налогообложения не учитывает экономику добычи нефти и не стимулирует разработку новых месторождений, а также месторождений на поздней стадии добычи.
Предлагаемые изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации направлены на повышение эффективности системы налогообложения нефтяной отрасли за счет перехода к системе налогообложения на основе финансового результата, способствующего перераспределению налоговой нагрузки: увеличение ее для высокорентабельных месторождений и снижение для капиталоемких, что, в свою очередь, должно обеспечить вовлечение большего объема запасов из распределенного фонда недр в разработку.
Отмечая актуальность законопроекта, Комитет считает, что отдельные его положения нуждаются в доработке.
Так, на первоначальном этапе планируется перевод на новый налог небольшого количества месторождений, так называемых пилотных проектов, перечень которых сформирован на основании добровольных заявок нефтяных компаний, поступивших в Министерство энергетики Российской Федерации. Перечень носит закрытый характер, при этом в пояснительной записке к законопроекту фигурирует лишь один из критериев отбора (запас нефти на участке недр должен составлять не менее 70 процентов от общего объема запасов, поставленных на государственный баланс), в соответствии с которым поименованные в законопроекте участки недр были отобраны, что представляется недостаточным.
Одновременно с этим законопроект предусматривает возможность добровольного перехода на систему налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти, а также возможность обратного перехода на общую систему налогообложения.
Представляется целесообразным исключение из рассматриваемого законопроекта перечня участков недр. При этом представляется правильным, если перечень месторождений (участков недр) для целей применения главы 26.6 будет определяться Постановлением Правительства Российской Федерации.
При этом Комитет полагает, что в законопроекте целесообразно предусмотреть критерии, которым должны отвечать месторождения для целей применения главы 26.6 и первоначального рассмотрения Правительством Российской Федерации для целей включения в закрытый перечень. Кроме того, Комитет обращает внимание на необходимость дополнительной проработки перечня участков недр, указанного в законопроекте с целью подтверждения обоснованности их выбора и рассмотреть вопрос изменения перечня участков недр.
Одновременно с этим Комитет отмечает, что концептуально в законопроекте рассматривается введение налога на прибыль от реализации добытой нефти на ограниченном перечне месторождений в качестве налогового эксперимента, однако сроки упомянутого эксперимента в законопроекте отсутствуют, как и отсутствует описание параметров оценки его результатов, включая план мероприятий, необходимых для такой оценки. В связи с этим, перечень участков недр, участвующих в налоговом эксперименте должен быть достаточно репрезентативным для принятия решения о распространении новой системы налогообложения на всю отрасль.
Комитет считает необходимым дополнительно проработать вопрос о размере "аплифта" в зависимости от степени истощения месторождения.
Комитет отмечает необходимость предусмотреть сроки проведения налогового эксперимента, а также параметры оценки, после проведения которой будет приниматься решение о завершении налогового эксперимента и распространении новой системы налогообложения на всю отрасль.
Кроме того, законопроект не предусматривает мер налогового администрирования, направленных на управление системой налогообложения на основании налога на прибыль от реализации добытой нефти, таких как дополнительная налоговая отчетность, меры налогового контроля.
Комитет также отмечает необходимость дополнительной проработки вопроса о зачислении налога на прибыль от реализации добытой нефти в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, а также вопроса о включении налога на прибыль от реализации добытой нефти в перечень налогов, проверка полноты исчисления которых осуществляется с учетом действующих в настоящее время правил трансфертного ценообразования.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует принять проект федерального закона N 862141-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в первом чтении, при условии доработки ко второму чтению с учетом приведенных выше замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.