Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 830480-6 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части систематизации жилищного законодательства), внесенный депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, Е.Л. Николаевой, А.Н. Абалаковым, С.В. Журавлевым, П.Р. Качкаевым, С.П. Кузиным, Н.В. Герасимовой (далее - законопроект).
Законопроект разработан в целях предотвращения случаев внесения изменений и дополнений несистемного, фрагментарного характера в Жилищный кодекс Российской Федерации, который занимает главенствующее место в системе жилищного законодательства и выступает гарантом применительно к конституционному праву на жилище.
В последнее время участились случаи внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению, что ведет к нарушению конституционного принципа "совместного ведения", определяющего механизм реализации конституционных прав и свобод человека. Отнесение жилищного законодательства к совместному ведению отражает признание того, что субъекты Российской Федерации ближе к специфическим проблемам прав человека в этой сфере, и подчас именно они могут лучше определить те средства, которые необходимы для их обеспечения. Закрепленный в Конституции Российской Федерации порядок разделения полномочий между Федерацией и ее субъектами в сфере прав человека призван обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для лиц, проживающих на территории Российской Федерации, повышение "государственной гарантированности" конституционных прав и свобод.
Жилищное право регулирует неоднородные общественные отношения, к которым применяются различные методы правового регулирования, и только единство их правового регулирования может обеспечить координированное проведение мероприятий, направленных на удовлетворение жилищных потребностей всех граждан на территории Российской Федерации. Эффективность этого процесса зависит от множества факторов, в том числе от степени юридической силы основополагающих документов, количества и содержания конкретных правовых норм, включенных в эти акты, намеченных ими путей дальнейшего развития жилищного законодательства и т.д.
Отсутствие комплексного подхода к регулированию специфических жилищных отношений, осуществление "заплаточного" законотворчества ведет к увеличению числа поправок в Жилищный кодекс, принятых в разное время, слабо согласованных друг с другом, а очень часто попросту противоречащих друг другу. В результате многочисленных изменений и дополнений запутанность норм основного акта в жилищном законодательстве приводит к утрате главенствующей роли акта кодификации.
Нестабильность законодательства неизбежно ведет к нарушению его системности и подрывает ключевой принцип правовой определенности. Сложная специфика жилищно-правовой сферы, множество разнообразных жилищных отношений, безусловно, требует специальных знаний и систематического изучения жилищного законодательства.
Объективная правовая потребность в правовом регулировании жилищных правоотношений должна начинаться с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, оно не может быть произвольным, субъективным и иметь свое начало на этапе второго чтения.
Обязательное участие профильного комитета - Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству в обсуждении поправок к тексту законопроекта ко второму чтению, к сожалению, уже не позволит дать определенную, экономически оправданную системную трактовку юридической нормы, тем более развернутое обоснование необходимости подготовки и принятия конкретных изменений.
Кроме того, Комитет отмечает, что при принятии любого законопроекта в первом чтении обсуждению подлежит его концепция, т.е. не просто его "идея", а замысел законодателя, включающий в себя цель закона (решение общественной проблемы) и способы достижения этой цели (соответствующие законодательные решения). При этом цель является первичной и в значительной мере предопределяет способы ее достижения. Поэтому верное обозначение цели закона - залог правильной его концепции и, следовательно, эффективности.
Из вышесказанного следует, что необходимость внесения изменений в кодифицированный акт на этапе второго чтения говорит о непроработанной концепции законопроекта, отсутствии или неправильном определении цели закона.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, а также приостановление, отмена и признание утратившими силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляются отдельными федеральными законами, что позволит наиболее эффективно проводить работу по совершенствованию жилищного законодательства Российской Федерации, определяя пути его дальнейшего развития.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 830480-6 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и предлагает принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.