Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с:
пунктом 61 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 2425-р, предусматривающим оптимизацию государственного регулирования в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ);
пунктом 12 Плана мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 2250-р, предусматривающим совершенствование порядка применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;
подпунктом "б" пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 7 апреля 2015 г. (N Пр-815ГС от 25 апреля 2015 года);
подпунктом "а" пункта 7 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 5 мая 2015 г. N ДМ-Ш3-3001;
пунктом 4 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 8 апреля 2015 г. N ИШ-П13-30пр;
пунктом 4 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 25 сентября 2015 г. N ИШ-П13-64пр.
Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в части наделения Минфина России полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения ККТ и уточнения понятийного аппарата.
Предусматривается поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде: для вновь регистрируемой ККТ - с 1 января 2017 года, для применяемой в настоящее время ККТ - с 1 июля 2017 года, для лиц, на которых законопроектом возлагается ранее отсутствовавшая обязанность по применению ККТ, - с 1 января 2018 года.
Реализация соответствующего правового механизма позволит снизить административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ, исключения необоснованных проверок с выходом на место установки ККТ, сокращения ежегодных издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ, а также позволит сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств и увеличить налоговые поступления в бюджет.
Передача данных о расчетах в адрес налоговых органов в режиме "on-line" позволит создать современную автоматизированную систему контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки, позволяющую осуществлять в автоматизированном режиме анализ полноты учета выручки (доходов) с целью выявления зон риска совершения правонарушений и последующего осуществления "точечных" результативных проверок.
Кроме того, переход на применение ККТ с функцией передачи информации создаст условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Так, законопроект предусматривает:
формирование кассового чека не только в бумажном, но и в электронном виде (с 1 января 2018 года - только в электронном виде, за исключением установленных законопроектом случаев), и, соответственно, такой документ будет доступен как потребителю, так и продавцу практически в любой момент, в отличие от бумажного документа, который может быть безвозвратно утрачен;
определение автоматизированных систем, осуществляющих формирование бланков строгой отчетности по принципу ККТ. При этом перечень услуг, при осуществлении расчетов за которые предусмотрена выдача бланков строгой отчетности, выполненных без применения ККТ, определяется Правительством Российской Федерации;
возможность при осуществлении расчетов в сети "Интернет" направлять покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронном виде, а по требованию покупателя (клиента) - в бумажном виде.
При этом законопроектом сохраняется действующий порядок применения ККТ на территориях, в которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде по причине отсутствия связи. При отсутствии сетей связи пользователю ККТ предоставляется возможность не передавать, а фиксировать только в фискальном накопителе ККТ информацию о расчетах.
Проектом федерального закона отменяется ведение Государственного реестра ККТ. При этом вводится обязанность производителя ККТ и производителя фискального накопителя (далее - ФН) представлять в ФНС России сведения о каждом изготовленном экземпляре ККТ и ФН.
Реализация указанного механизма направлена на изменение принципов работы контрольных органов в части внедрения новой системы администрирования применения ККТ и повышение уровня прозрачности наличных расчетов и расчетов с использованием электронных средств платежа в сфере торговли и услуг.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" в части перехода на применение ККТ с функцией передачи информации.
В целях обеспечения эффективного функционирования новой системы администрирования ККТ законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части повышения ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг посредством установления штрафа в размере, кратном размеру суммы денежных средств, полученных за период неприменения такой ККТ.
Действующие в настоящее время размеры административных штрафов не стимулируют к выполнению установленных требований обязательности применения ККТ из-за несопоставимости размеров штрафов с размерами получаемых доходов от хозяйственной деятельности.
Законопроектом в целях уменьшения теневого оборота наличных денежных средств вносится изменение в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ с 2 месяцев до 1 года. Это обусловлено тем, что двухмесячный срок давности (от момента совершения правонарушения до момента вынесения соответствующего постановления) зачастую не позволяет завершить процедуру привлечения к ответственности.
В результате этого возникает ситуация, при которой налоговые органы не могут обеспечить соблюдение установленного срока составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ. В связи с этим законопроектом предусматривается предоставление возможности проведения административного расследования в области применения ККТ.
Кроме того, в целях обеспечения возможности осуществления контроля законопроект устанавливает административную ответственность за нарушение порядка направления информации о расчетах в адрес налоговых органов, а также за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверной, представление не в полном объеме информации и (или) документов по запросам налоговых органов.
Внесение изменений в действующее законодательство потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, которые, по предварительной оценке ФНС России, составляют до 1,7 млрд. рублей в 2015 - 2017 годах и могут быть скорректированы в сторону уменьшения после разработки проектных решений и рабочей документации по созданию автоматизированной системы контроля и регистрации ККТ.
Положения проекта федерального закона не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации, а также не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении Наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета, которые, по предварительной оценке ФНС России, составляют до 1,7 млрд. рублей в 2015 - 2017 годах и могут быть скорректированы в сторону уменьшения после разработки проектных решений и рабочей документации по созданию автоматизированной системы контроля и регистрации ККТ.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона) "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями", а также в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минфин России, соисполнители - Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, Минпромторг России, ФСБ России, ФНС России.
Потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации".
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минфин России.
Потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минфин России, соисполнители - ФНС России.
Правительству Российской Федерации необходимо определить:
1) перечень услуг, при оказании которых организации и индивидуальные предприниматели могут не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи бланка строгой отчетности, выполненного на бумажном носителе;
2) порядок, в соответствии с которым при оказании услуг организации и индивидуальные предприниматели могут не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи бланка строгой отчетности, выполненного на бумажном носителе;
3) порядок изготовления, выдачи, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности;
4) перечень товаров, при торговле которыми организации и индивидуальные предприниматели не вправе производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники;
5) порядок хранения, передачи и уничтожения базы фискальных данных оператора фискальных данных, разрешение на обработку фискальных данных которого аннулировано;
6) требования к оператору фискальных данных;
7) требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета контрольно-кассовой техники в налоговых органах, а также порядок и условия ее применения;
8) требования к фискальному накопителю.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минфин России, соисполнители - Минкомсвязь России (по пунктам 5, 6 и 7), ФСБ России (по пунктам 6 и 8), ФНС России.
Кроме того, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники, должны быть приняты нормативные правовые акты, определяющие:
1) порядок передачи кассовых чеков (бланков строгой отчетности) покупателю в электронной форме при осуществлении расчетов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) порядок проведения налоговыми органами контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе порядок проведения контрольной закупки.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, должны быть приняты:
1) порядок, сроки и форматы передачи в налоговые органы фискальных данных в электронной форме через оператора фискальных данных, порядок формирования и обработки фискальных данных оператором фискальных данных;
2) правила и порядок формирования фискального признака и проверки достоверности фискальных данных, подписанных фискальным признаком. Соисполнитель - ФСБ России;
3) порядок ведения реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей, требования к их структуре и составу сведений, а также порядок, форма и формат предоставления изготовителем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, сведений об изготовленной контрольно-кассовой технике и фискальных накопителях и документов, состав таких сведений и документов. Соисполнитель - ФСБ России;
4) требования к формату электронного документа, передаваемого организацией или индивидуальным предпринимателем покупателю (клиенту) при осуществлении расчетов;
5) порядок проверки соискателя разрешения на обработку фискальных данных на соответствие требованиям законодательства о применении контрольно-кассовой техники;
6) форма, формат и порядок направления заявления о выдаче разрешения на обработку фискальных данных, форма (формат) и порядок принятия решения о выдаче и решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных;
7) порядок передачи оператором фискальных данных налоговому органу фискальных данных, обеспечения налоговому органу доступа к фискальным данным в режиме реального времени, а также предоставления таких данных налоговому органу;
8) порядок, сроки, форма и формат уведомления налоговых органов оператором фискальных данных о заключении (расторжении) договоров, заключаемых между оператором фискальных данных и пользователями;
9) форма, формат и порядок представления оператором фискальных данных налоговому органу информации и (или) документов по запросам налогового органа и перечень такой информации и (или) документов;
10) форма, порядок заполнения и порядок представления пользователем заявления о регистрации (перерегистрации, снятии с регистрационного учета) контрольно-кассовой техники и формы карточки регистрации на бумажных носителях и в электронной форме, порядок передачи налоговым органом пользователю регистрационного номера и карточки регистрации, а также формат и порядок представления пользователем заявления о регистрации (перерегистрации, снятии с регистрационного учета) контрольно-кассовой техники в электронной форме, порядок передачи налоговым органом пользователю регистрационного номера и карточки регистрации в электронной форме;
11) порядок и формат передачи в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями в отдаленных от сетей связи местностях при перерегистрации и снятии с регистрационного учета контрольно-кассовой техники в налоговых органах фискальных данных, зафиксированных в фискальном накопителе;
12) случаи и порядок предоставления организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими контрольно-кассовую технику, информации и документов в налоговые органы с использованием кабинета контрольно-кассовой техники.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, должны быть установлены критерии определения отдаленных от сетей связи местностей.
Федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности должны быть приняты требования к мастер-ключам, ключам фискального признака, шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных.
Срок подготовки указанных проектов - 4 месяца после принятия предлагаемого проекта федерального закона.
С момента внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" подлежит отмене постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин".
В связи с принятием указанного проекта федерального закона подлежат признанию утратившими силу:
1) Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением";
2) постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2007 г. N 39 "Об утверждении Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 1998 г. N 904 "О внесении изменений и дополнений в Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.