Досье на проект федерального закона
Согласно предлагаемым законопроектом изменениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) устанавливается новый специальный налоговый режим - система налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти, при котором объектом налогообложения будут признаваться доходы, полученные налогоплательщиком от реализации добытого на определенных участках недр углеводородного сырья, уменьшенные на произведение расходов, определяемых в соответствии с порядком определения расходов при обложении налогом на прибыль организаций. В связи с тем, что углеводородное сырье, добытое налогоплательщиками, применяющими такой специальный налоговый режим, не будет согласно законопроекту объектом налогообложения налога на добычу полезных ископаемых, следует отметить неясность в определении момента и способа реализации такого углеводородного сырья, а также какой порядок налогообложения будет применяться в случае отсутствия реализации добытого сырья.
В частности, требует уточнения абзац второй предлагаемой законопроектом новой статьи 346.56 НК РФ, поскольку представленная редакция указанного положения, по нашему мнению, предполагает, что под реализацией будут признаваться только такие операции, как безвозмездная передача углеводородного сырья и (или) его передача на переработку на давальческой основе, а также его передача в рамках одной организации для целей собственного потребления и (или) производства иных видов товаров (работ, услуг).
Кроме того, в наименовании предлагаемого специального налогового режима, а также в указанном в новой статье 346.56 НК РФ определении объекта налогообложения речь идет о налоге на прибыль от реализации нефти. Вместе с тем в предлагаемых изменениях пункта 2 статьи 336 и в новом пункте 2 новой статьи 346.54 НК РФ устанавливается, что от уплаты налога на добычу полезных ископаемых освобождается в целом углеводородное сырье, указанное в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 НК РФ, что требует согласования. В связи с этим также не определено, распространяется ли устанавливаемая в статье 346.41 налоговая ставка в размере 60 процентов на добычу на указанных в законопроекте участках недр газа горючего природного и других видов углеводородного сырья, указанных в подпункте 3 пункте 2 статьи 337 НК РФ.
При этом в отношении предлагаемого установления специального налогового режима в отношении пользователей недр на конкретно определенных участках, перечень которых устанавливается в новой статье 346.55 НК РФ, полагаем необходимым согласовать данный подход с пунктами 1 и 2 статьи 3 НК РФ и другими основами законодательства о налогах и сборах. Следует также отметить, что осуществить экспертизу достоверности указанных в 346.55 НК РФ географических координат не представляется возможным.
В отношении предлагаемой редакции пункта 10 статьи 274 НК РФ (пункт 3 статьи 2 законопроекта) полагаем необходимым уточнить, будут ли все расходы, учитываемые при налогообложении налогом на прибыль от реализации добытой нефти, также учитываться при налогообложении на прибыль организаций. При этом в отношении предлагаемого нового подпункта 5 пункта 7 статьи 254 НК РФ (пункт 1 статьи 2 законопроекта) полагаем, что в предлагаемом пункте 10 статьи 346.57 НК РФ, по нашему мнению, речь идет об амортизационных расходах, а не материальных расходах, что требует уточнения, поскольку неясен механизм учета таких расходов.
В отношении пункта 12 предлагаемой статьи 346.57 НК РФ следует отметить, что подпункты 4 и 5 пункта 1 статьи 11.1 НК РФ, по нашему мнению, не предполагают иных месторождений углеводородного сырья на участке (участках) недр, расположенном (расположенных) полностью в границах внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря и распространяются на все такие месторождения.
В новой статье 346.59 и иных положениях НК РФ вместо словосочетания "Таможенный союз" полагаем необходимым использовать термин "Евразийский экономический союз".
Положения предлагаемой новой статьи 346.61 НК РФ, определяющие порядок зачисления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации сумм налогов, относятся к предмету бюджетного законодательства Российской Федерации и подлежат исключению.
Пункт 4 предлагаемой новой статьи 346.58 НК РФ требует согласования с пунктом 8 статьи 346.54 в части определения места уплаты налога и нахождения налогоплательщика и оператора.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.