Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 965342-6 "О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 24 июня 2015 г. N РД-П9-4136, данным в связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 12-П (далее - постановление N 12-П).
Постановлением N 12-П выявлена неопределенность нормативно-правового регулирования лесных отношений в части установления соотношения размера подлежащего возмещению вреда, причиненного нарушением лесного законодательства, и расходами, понесенными причинителем вреда при устранении допущенного правонарушения. При этом Конституционным Судом Российской Федерации отмечена необходимость соблюдения надлежащего баланса между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации вреда, причиненного лесам.
Концепция законопроекта исходит из необходимости нормативного закрепления следующих обязанностей лица, нарушившего требования лесного законодательства:
устранения допущенного нарушения (прекращения действия, бездействия, непосредственно нарушающего требования лесного законодательства);
устранения последствий такого нарушения (в первую очередь факторов, продолжающих оказывать негативное воздействие на элементы окружающей среды после прекращения противоправного деяния);
возмещения причиненного вреда (тех Негативных последствий, которые находятся в непосредственной связи с допущенным правонарушением и проявляются как в виде экологического ущерба отдельным компонентам экологической системы либо экологической системе в целом, так и в виде убытков (ущерба и упущенной выгоды), которые собственник природного ресурса как имущества вынужден нести в результате такого нарушения).
При этом законопроект закрепляет обязательность учета расходов, понесенных лицом, нарушившим лесное законодательство, при возложении на такое лицо обязанности по возмещению вреда, причиненного соответствующим нарушением.
В этой связи в часть 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации предлагается включить соответствующее требование в содержание утверждаемой Правительством Российской Федерации методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Аналогичный подход к учету расходов, понесенных причинителем вреда при устранении допущенного правонарушения, нашел отражение в водном законодательстве. В частности, методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждаемая на основании части 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, предусматривает в том числе что при принятии мер по ликвидации загрязнения водного объекта или его части в результате аварии исчисленный размер вреда уменьшается на величину фактических затрат на устранение загрязнения, которые произведены виновником причинения вреда.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты аналогичного содержания отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации" не повлияет на доходы и расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона мО внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
В связи с законопроектом не потребуется признания утратившими силу, приостановления или принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
В связи с законопроектом потребуется изменение постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
Примерный срок подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации, связанного с внесением указанных изменений (далее - проект постановления), - 3 месяца с даты принятия федерального закона "О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации".
Краткое описание проекта постановления:
цель правового регулирования - уточнение полномочий Правительства Российской Федерации, связанных с регулированием исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;
предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с возмещением вреда, причиненного лесам: вследствие нарушения лесного законодательства;
содержание правового регулирования - дополнение Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273, положениями, связанными с учетом фактических затрат, понесенных лицом, причинившим вред лесам, в процессе устранения нарушения лесного законодательства.
Головной исполнитель по разработке проекта постановления - Минприроды России. Соисполнители по разработке проекта постановления - Минобороны России, Минэкономразвития России, Минфин России, МВД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.