Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 285331-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов с учетом поступивших отзывов, замечаний и предложений отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предусматривающие предоставление лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее - труженики тыла), а также ветеранам труда и гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года (далее - ветераны труда), дополнительных мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Вопросы социальной поддержки тружеников тыла и ветеранов труда Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ) отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Для осуществления субъектами Российской Федерации возложенных на них полномочий по социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда Российской Федерацией созданы необходимые условия в виде передачи соответствующих финансовых ресурсов, позволяющих осуществлять за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации финансирование возложенных на них полномочий.
При этом участие Российской Федерации не ограничено только созданием необходимых условий субъектам Российской Федерации для осуществления социальной поддержки тружеников тыла и ветеранов труда. Российская Федерация осуществляет софинасирование данных мер социальной поддержки путем выделения субвенций из федерального бюджета.
Предлагаемая законопроектом ежемесячная денежная выплата труженикам тыла в размере 400 рублей и ветеранам труда в размере 300 рублей, значительно меньше установленного размера данной выплаты в большинстве субъектов Российской Федерации и его принятие представляется нецелесообразным, так как согласно статьей 13 Федерального закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию. Данное правовое регулирование устанавливает право выбора ветераном наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки.
Следует отметить также, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение ежемесячной денежной выплаты. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению мер социальной поддержки труженикам тыла и ветеранам труда, могут принять решения о предоставлении им мер социальной поддержки только в виде ежемесячной денежной выплаты, установив размер данной выплаты ниже, предложенного законопроектом, что может привести к возможности исключения из своих полномочий вопроса предоставления и финансирования мер социальной поддержки тружеников тыла и ветеранов труда в целом, и соответственно к передаче этих полномочий в ведение Российской Федерации.
Реализация законопроекта потребует расходов из федерального бюджета, в связи с чем его положения необходимо согласовать со статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой принимаемый федеральный закон, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней. Законопроект таких норм не содержит.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы по законопроекту имеет замечания правового и юридико-технического характера.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить данный проект федерального закона при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.