Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 971571-6 "О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации"
Досье на проект федерального закона
Протокол о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (далее - Протокол) направлен на внесение изменений в Приложение 1А Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации посредством включения в него Соглашения об упрощении процедур торговли (далее - Соглашение).
Соглашение направлено на уточнение и улучшение положений статей V, VIII и X Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ) и разработано на основании переговорного мандата, предусмотренного пунктом 27 Дохийской декларации Министров членов ВТО, принятой 14 ноября 2001 г. Российская Федерация активно участвовала в переговорах по проекту данного Соглашения после присоединения к ВТО в августе 2012 г.
Соглашение разрабатывалось с целью дальнейшего ускорения движения и выпуска товаров, включая транзит товаров, ускорения и упрощения таможенных процедур, сокращения издержек, связанных с торговлей, обеспечения ясности, эффективности и транспарентности соответствующих таможенных процедур. Соглашением предусмотрены меры по повышению транспарентности принимаемых и применяемых мер членов ВТО. Уточняются положения ГАТТ, касающиеся правил взимания платежей и сборов за процедуры, связанные с импортом и экспортом, формальностей, связанных с импортом, экспортом и транзитом.
Соглашение содержит блок положений, касающихся сотрудничества компетентных органов, отвечающих за контроль на таможенной границе, включая сотрудничество таможенных органов.
Также в соответствии с Соглашением учреждается Комитет по упрощению процедур торговли в качестве одного из рабочих органов ВТО.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 ("Институциональные положения") члены ВТО должны учредить или сохранить национальный механизм, который бы обеспечивал внутреннюю координацию и имплементацию положений Соглашения. В соответствии с пунктами 1, 5.3.5(1), 5.3.35 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации", на Минэкономразвития России возложены функции по взаимодействию с Всемирной торговой организацией, а также контактного информационного центра по вопросам членства России в ВТО (за исключением вопросов технических барьеров и санитарных и фитосанитарных мер) и координации деятельности федеральных органов государственной власти по вопросам, связанным с участием России в ВТО. В связи с этим учреждения отдельного национального механизма по вопросам выполнения Соглашения не потребуется.
Раздел II Соглашения содержит положения, касающиеся специального и дифференцированного режима для развивающихся и наименее развитых стран, в частности, предусматриваются отдельные изъятия для таких государств.
По предварительным подсчетам, выгоды от реализации положений Соглашения для мировой экономики составят от 400 млрд. долларов США до 1 трлн. долларов США благодаря снижению торговых издержек на 10 - 15%, увеличению торговых потоков и доходов, созданию устойчивой бизнес-среды и привлечению зарубежных инвестиций.
Текст Соглашения был одобрен в ходе 9-й Министерской конференции ВТО - высшего руководящего органа ВТО на о. Бали в декабре 2013 г. В 2014 г. была проведена юридико-техническая выверка текста Соглашения.
Принятие текста Соглашения состоялось на заседании Генерального совета ВТО в ноябре 2014 г. Протокол вступит в силу в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи X Соглашения ВТО. В соответствии с указанным пунктом изменения Соглашения ВТО вступают в силу после принятия таких изменений двумя третями членов ВТО.
Протокол подлежит принятию в форме федерального закона в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 и подпунктом "а" пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", так как исполнение статьи 3 Соглашения потребует внесения изменения в пункт 1 статьи 111 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Изменения обусловлены действующей редакцией закона которой предусматривается, что заявителями может являться либо российское лицо, выступающее в качестве владельца товара, покупателя товара и декларанта, либо иностранное лицо, выступающее в качестве декларанта. В соответствии с подпунктом "с" пункта 9 статьи 3 Соглашения в качестве заявителя могут выступать импортеры, экспортеры, любое лицо с обоснованным запросом или их представители. Указанная формулировка была выработана членами ВТО в качестве компромисса по подпунктам "а" и "b" того же пункта Соглашения, которые устанавливают случаи, в которых принимается предварительное решение. Первоначально развитые члены ВТО настаивали на том, чтобы такие решения принимались по всем вопросам, перечисленным в подпунктах "а" и "b", в обязательном порядке. В связи с тем, что российское законодательство подобных требований не устанавливает, удалось согласовать перечень вопросов, по которым предварительные решения принимаются в обязательном порядке (подпункт "а"), а также необязательный перечень вопросов, по которым члены ВТО могут при наличии возможности принимать такие решения.
Протокол не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация Протокола не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведет к негативным финансово-экономическим последствиям.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации"
Реализация Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведет к негативным финансово-экономическим последствиям.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации"
Принятие Федерального закона "О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации" потребует внесения изменения в пункт 1 статьи 111 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-Ф3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Изменение касается круга заявителей, которым предоставляется предварительное решение о стране происхождения товара.
Головной исполнитель - ФТС России.
Срок подготовки - 18 месяцев со дня вступления федерального закона "О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации" в силу.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации"
Принятие Федерального закона "О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации" потребует изменения следующих нормативных правовых актов.
1. Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара, утвержденного приказом ФТС России от 30 сентября 2011 г. N 1978 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2011 г., регистрационный N 22854).
Изменения касаются круга заявителей, которым предоставляется предварительное решение о стране происхождения товара.
2. Административного регламента Федеральной таможенной службы и уполномоченных ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденного приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г. N 760 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2012 г., регистрационный N 25108).
Изменения касаются круга заявителей, которым предоставляется предварительное решение по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Головной исполнитель - ФТС России.
Срок подготовки изменений в указанные нормативные правовые акты - 6 месяцев со дня вступления федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.