Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 971580-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - законопроект) подготовлен в целях повышения полноты и качества информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - взаимная торговля).
В связи с созданием Таможенного союза и отменой таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан изменились подходы к сбору информации о взаимной торговле.
В настоящее время в соответствии со статьей 104 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации определяется порядок ведения статистики взаимной торговли.
Правительством Российской Федерации утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли, в соответствии с которыми статистика взаимной торговли ведется на основании предоставляемых участниками такой торговли статистических форм учета перемещения товаров (далее - статистическая форма).
Статистическая форма является основным источником для формирования официальной статистической информации о взаимной торговле, которая направляется в Евразийскую экономическую комиссию и используется федеральными органами исполнительной власти и Правительством Российской Федерации для анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики, разработки платежного баланса и системы национальных счетов, прогнозирования макроэкономических показателей, расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема, содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей государств - членов Евразийского экономического союза.
При этом в 2014 году только в отношении торговли с Республикой Беларусь недоучет данных по импорту составил 23,2% или более 3,5 млрд. долларов США, по экспорту - 11,5% (более 2,5 млрд. долларов США). В настоящее время более 7,5% статистических форм представляется в таможенные органы с нарушением установленного срока.
В то же время ФТС России, осуществляя сбор статистических форм, обработку содержащихся в них данных и формирование официальной статистической информации о взаимной торговле, не наделена полномочиями по привлечению к административной ответственности лиц за непредставление или несвоевременное представление в таможенные органы статистических форм, либо за представление статистических форм, содержащих недостоверные сведения.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в статьи 12 и 104 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части возложения на ФТС России полномочия по ведению статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также в части установления обязанности российского лица, которое заключило сделку, либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза представлять статистическую форму в таможенный орган.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив его новой статьей 19.7.13, устанавливающей административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление в статистической форме недостоверных сведений.
В частности, указанное правонарушение повлечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц - от 10 тысяч до 15 тысяч рублей (за первое нарушение) и от 20 тысяч до 30 тысяч рублей (за повторное нарушение);
на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей (за первое нарушение) и от 50 тысяч до 100 тысяч рублей (за повторное нарушение).
Рассмотрение дел по указанным административным правонарушениям будет осуществляться таможенными органами, в связи с чем вносятся соответствующие изменения в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом законопроектом предусматривается освобождение лиц от административной ответственности в случае добровольного представления в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы, содержащей недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы с одновременным представлением новой статистической формы, содержащей достоверные сведения.
В Республике Беларусь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях за непредставление или за нарушение установленного срока представления в таможенный орган статистической декларации с 2003 года были предусмотрены штрафные санкции в размере от 10% до 20% стоимости экспортируемых (импортируемых) товаров и только с 2011 года смягчены меры ответственности за эти деяния до 2 - 100 базовых величин, что в настоящее время составляет приблизительно от 1,5 тысяч до 75 тысяч рублей.
Законопроектом предлагается установить срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление в таможенный орган статистической формы, содержащей недостоверные сведения, один год с даты совершения административного правонарушения и внести соответствующие изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Это обусловлено особенностями календарной отчетности, которые не позволяют в течение двух месяцев выявить факт совершения правонарушения.
Наделение таможенных органов полномочиями по ведению статистики взаимной торговли и привлечению к административной ответственности лиц за непредставление или несвоевременное представление в таможенные органы статистической формы, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, позволит улучшить качество официальной статистической информации о взаимной торговле.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведут к сокращению доходной части федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.