Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 979641-6 "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ"
Досье на проект федерального закона
Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ" (далее - Протокол, Соглашение) подписан в г. Пекине 17 декабря 2015 г. и подготовлен Минэнерго России во взаимодействии с ОАО "НОВАТЭК".
3 сентября т.г. ОАО "НОВАТЭК" и Фонд Шелкового Пути (КНР) заключили рамочное соглашение о приобретении 9,9% акций ОАО "Ямал СПГ" в присутствии Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина.
Сделка по вхождению Фонда Шелкового Пути в уставный капитал ОАО "Ямал СПГ" совершается в соответствии с пунктом 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 13 февраля 2015 г. N Пр-258 по итогам совещания по экономическим вопросам 3 февраля 2015 г.
Для реализации данной сделки был подписан Протокол, заключаемый с целью обеспечения приобретения китайским государственным Фондом Шелкового Пути 9,9% акций ОАО "Ямал СПГ" у ОАО "НОВАТЭК" в дополнение к акциям ОАО "Ямал СПГ", которые принадлежат Китайской национальной нефтегазовой корпорации в соответствии с Соглашением.
Обязательства Российской Стороны по Протоколу позволят проекту "Ямал СПГ", находящемуся в инвестиционной фазе с большим объемом кредитных средств, привлечь в проект дополнительное внешнее финансирование от международных банков.
Протокол также предусматривает закрепление обязательств Российской Стороны по приобретению выпущенных ОАО "Ямал СПГ" облигаций за счет средств ФНБ на общую сумму до 150 млрд. рублей.
При этом в договор купли-продажи акций ОАО "Ямал СПГ" между ОАО "НОВАТЭК" и Фондом Шелкового Пути будет включен пункт о привлечении льготного долгосрочного кредита. Таким образом, реализация указанной сделки обеспечит привлечение инвестиций китайского суверенного Фонда Шелкового Пути в Российскую Федерацию на общую сумму более 2 млрд. долларов США в эквиваленте.
Протокол вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, и действует в течение срока действия Соглашения.
Протокол подлежит ратификации, так как содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
В частности, Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйствующие общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" запрещает владение инвесторами из одного иностранного государства пакета акций более чем в 25% предприятий, имеющих стратегическое значение.
ОАО "Ямал СПГ" в соответствии с пунктом 39 статьи 6 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйствующие общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" отнесено к предприятиям, имеющим стратегическое значение.
В настоящее время в соответствии с Соглашением, Китайская национальная нефтегазовая корпорация владеет 20% акций ОАО "Ямал СПГ".
Протокол предусматривает приобретение китайским национальным Фондом Шелкового Пути 9,9% доли в ОАО "Ямал СПГ". В случае реализации данной сделки китайские инвесторы суммарно будут владеть 29,9% акций ОАО "Ямал СПГ", что противоречит действующему законодательству.
Кроме того, предусмотренные Протоколом действия с облигациями ОАО "Ямал СПГ" в рамках инвестирования средств ФНБ не предусмотрены паспортом "Ямал СПГ", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 2737-р, а также не соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 18 "О порядке управления средств Фонда национального благосостояния" и постановлению Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 990 "О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов".
Протокол, а также проекты постановления Правительства Российской Федерации и федерального закона о его ратификации соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация Протокола не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ"
Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ" позволит обеспечить приобретение Силк Роад Фанд Ко Лтд. (китайский государственный Фонд Шелкового Пути, далее - ФШП) 9,9% акций ОАО "Ямал СПГ" у ОАО "НОВАТЭК" в дополнение к 20% акций ОАО "Ямал СПГ", которые принадлежат дочернему обществу Китайской национальной нефтегазовой корпорации в соответствии с Соглашением.
Сделка по вхождению ФШП в уставный капитал ОАО "Ямал СПГ" совершается в соответствии с пунктом 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 13 февраля 2015 г. N Пр-258.
Протоколом подчеркивается поддержка Российской Стороной проекта "Ямал СПГ", в том числе путем предоставления финансирования за счет средств Фонда национального благосостояния на общую сумму до 150 млрд. рублей. Кроме того, Протокол устанавливает особенности применения норм законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях и особенности обслуживания долговых обязательств перед иностранными организациями в ходе реализации проекта "Ямал СПГ" (далее - Проект).
Обязательства Российской Стороны по Протоколу будут способствовать привлечению в проект "Ямал СПГ" дополнительного внешнего финансирования, а также притоку иностранных инвестиций в российскую экономику.
В рамках привлечения ОАО "Ямал СПГ" внешнего финансирования в размере не менее 16 млрд. долларов США в соответствии с принятой международной практикой кредиторами Проекта будут приняты на себя следующие обязательства - не вносить изменения в кредитные условия, а также не совершать действия, направленные на приоритетное удовлетворение требований по отношению к требованиям других кредиторов Проекта, без соблюдения согласованной с другими кредиторами процедуры, закрепленной в межкредиторском соглашении.
Предоставление Российской Федерацией средств Фонда национального благосостояния Проекту продемонстрировало международным кредиторам, заинтересованным в финансировании Проекта, высокий уровень государственной поддержки Проекта.
Принятие Российской Стороной обязательства по Протоколу не передавать облигации Проекта третьим лицам и владение указанными облигациями Минфином России обеспечивает необходимую паритетность прав всех кредиторов и является подтверждением сохранения уровня государственной поддержки Проекта, необходимого для привлечения Проектом внешнего финансирования.
Реализация положений Протокола не потребует дополнительных расходов из бюджета Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ"
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ"
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.