Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 978789-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов" (далее - "законопроект") разработан по инициативе Общероссийского народного фронта в целях создания правовых оснований для установления особого правового режима территорий мегаполисов, имеющих повышенную плотность населения.
Статистические данные, связанные с мониторингом состояния как отдельных элементов природной среды, так и экологической системы в целом, позволяют утверждать, что основным источником негативного воздействия на экологическую обстановку является антропогенный фактор.
При этом негативный экологический эффект в отношении любого из субъектов Российской Федерации находится в прямой зависимости от численности населения соответствующего региона и в обратной зависимости от его площади.
Действующее лесное законодательство предусматривает меры противодействия подобному негативному влиянию за счет установления особых правовых режимов ряда защитных лесов, расположенных на территории и в непосредственной близости от большинства российских мегаполисов (городские леса, лесопарковые зоны, зеленые зоны).
Однако необходимо признать, что в отношении отдельных субъектов, имеющих особо высокую плотность населения, не удается обеспечить достаточного уровня экологической безопасности населения даже при наличии крайне существенных ограничений лесопользования, предусмотренных правовыми режимами указанных категорий защитных лесов.
Наиболее показательным из таких субъектов Российской Федерации является город федерального значения Москва.
Создание лесопаркового защитного пояса вокруг Москвы впервые предусматривалось Генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. "Зеленый пояс" должен был быть наиболее тщательно оберегаемой частью пригородной зоны. Он должен был ограничить территориальные расширения городской застройки путём закрепления границ города со строгим запрещением дальнейшего строительства в пределах зелёного пояса. В 1935 г. лесопарковый защитный пояс Москвы стал неотъемлемой частью планировочной структуры города. Он насчитывал сначала 168,5 тыс. га, а позднее - 149 тыс. га.
Площадь природных территорий лесопаркового защитного пояса региона сократилась с 1961 по 2014 гг. на 33 тыс. га и составляет менее 45% его первоначальной территории. Аналогичная площадь защитных лесов Лондона составляет - 554,7 тысяч га, более чем в три раза превышает площадь самого города, и эта цифра постепенно увеличивается. Оптимальное соотношение площадей крупнейших городов и пригородного лесопаркового защитного пояса должно быть не менее 1:5 - 1:10, а в Москве и Подмосковье оно в конце 2000-х годах составляло 1:1,5. По данным, озвученным экспертами ОНФ, в столичном регионе ЛПЗП должен быть в несколько раз больше существующего.
Но стремительный рост Москвы и её городов-спутников привел к постепенной деградации лесов и защитных насаждений, а интенсивное дачное и коттеджное строительство, под которое иногда отводятся ценные природные территории защитного пояса, только усугубили ситуацию.
В результате многолетних, бесконтрольных вырубок лесных массивов под застройку коттеджными поселками и микрорайонами, не взирая на то, что согласно лесному плану Московской области все леса на территории Московской области отнесены к категории защитных, которые в соответствии со статьёй 12 Лесного кодекса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, лесопарковая территория вокруг Московской агломерации сократилась до 70 тыс. га, и, если эта тенденция не будет остановлена, столичный регион ждет экологическая катастрофа.
Законопроектом предусмотрено введение в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" новой статьи, устанавливающей правовой режим лесопаркового зеленого пояса.
Лесопарковый зеленый пояс предлагается создавать на территориях, вне зависимости от категории земель, на которых располагаются соответствующие леса, водные объекты и иные природные объекты, выполняющие средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции, при этом порядок проектирования, использования и охраны лесопарковых зеленых поясов определяется Правительством Российской Федерации.
Инициатива создания лесопаркового зеленого пояса, законопроектом предоставляется гражданам, некоммерческим организациям, органам и должностным лицам местного самоуправления, государственным органам субъектов Российской Федерации путем обращения с мотивированным ходатайством (предложением) о создании лесопаркового зеленого пояса в высший исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации.
Порядок подготовки и состав материалов, обосновывающих необходимость включения территорий, в лесопарковый зеленый пояс, законопроектом предлагается устанавливать Правительству Российской Федерации.
В случае изменения границ лесопаркового зеленого пояса законопроектом предусматривается, что площадь исключаемой территории компенсируется включением в его границы территории, занятой лесами, водными объектами и иными природными объектами, площадь которых не меньше площади исключаемых территорий и обеспечивающей выполнение указанной зоной средообразующих, природоохранных, экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. При этом не подлежит уменьшению площадь земель, покрытых лесной растительностью, а также должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Также, законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" новым положением, предусматривающим подготовку отчета о состоянии лесопаркового зеленого пояса, включая материалы фотофиксации, для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Лесной кодекс Российской Федерации законопроектом предлагается дополнить новой статьей, устанавливающей специальный правовой режим лесов и особо защитных участков лесов, включенных в лесопарковый зеленый пояс, а Градостроительный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить положением, предусматривающим нераспространение градостроительного регламента на земли, занятые лесами и включенные в лесопарковый зеленый пояс.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей, предусматривающей административную ответственность за нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе и усилить административную ответственность за противоправные действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе.
В условиях нарастающего воздействия антропогенных факторов, реализация законопроекта повысит защитную, санитарно-гигиеническую и рекреационную функцию защитных лесов московской агломерации, путем увеличения площади и запрета на проведение рубок деревьев, позволит привести экологические нормы к приемлемому состоянию и повысит экологическую безопасность столичного региона. Повысит реализацию экологических прав граждан - прав на благоприятную окружающую среду и общее природопользование.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов"
Реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.