Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 983383-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по повышению ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда) (далее - законопроект) разработан во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 4 октября 2013 г. по повышению ответственности работодателей за нарушение законодательства Российской Федерации в части оплаты труда работников.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений признается обеспечение права каждого работника на выплату заработной платы своевременно и в полном размере.
Действующим законодательством установлена ответственность лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, в том числе за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, компенсаций и других выплат, причитающихся работнику. Такие лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
По данным Росстата на 1 октября 2015 г. суммарная задолженность по заработной плате составила 3 466 млн. рублей. По сравнению с 1 сентября 2015 г. задолженность увеличилась на 233 млн. рублей (на 7,2%). По сравнению с 1 октября 2014 г. задолженность увеличилась на 934 млн. рублей (на 36,9%).
Государственными инспекциями труда за 9 месяцев 2015 года было проведено 102775 проверок, по итогам которых было выявлено 80314 нарушений, из них - 37765 нарушений по оплате труда (47%), была выплачена задержанная заработная плата 775,4 тыс. работникам.
Общая сумма произведенных выплат задержанной заработной платы по требованиям госинспекторов за 9 месяцев 2015 года составляет 16,0 млн. рублей.
С целью повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей в части оплаты труда законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях законопроектом предлагается нарушения по выплате заработной платы выделить в отдельный состав административных правонарушений.
Для лиц, допустивших частичную или полную невыплату в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния, предлагается установить повышенный размер штрафа за такое административное правонарушение.
При этом, при выявлении данного правонарушения впервые законопроектом увеличен размер штрафа только для должностных лиц и составит от десяти до двадцати тысяч рублей (в настоящее время - от одной до пяти тысяч рублей).
Также предлагается увеличить размер штрафа и предусмотреть альтернативные санкции в отношении должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное правонарушении, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и на юридических лиц.
При этом максимальный размер штрафа для юридического лица составляет 100 тыс. руб. (в настоящее время - 50 тыс. руб.). Следует отметить, что указанная сумма не является избыточно обременительной.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 февраля 2014 г. N 4-П установил, что согласно части 3 статьи 4.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При подготовке предложений также учитывалась соразмерность санкций, установленных действующим законодательством об административных правонарушениях за схожие либо близкие правонарушения. Так, например, незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение денежного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей (статья 18.15 КоАП РФ).
Кроме этого, законопроект предусматривает введение прогрессивной шкалы увеличения размера денежной компенсации (статья 236 ТК РФ), если невыплата заработной платы продолжается свыше шести месяцев, то работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (действующей нормой предусмотрена одна трехсотая независимо от срока задержки).
В настоящее время процент по кредитам в банке существенно превышает размер установленной Кодексом компенсации.
Недобросовестные работодатели вместо получения кредита в банке на выплату заработной платы работникам задерживают заработную плату. Вместе с тем средний размер неполученной в срок работником заработной платы, взысканной государственными инспекциями труда, составляет порядка 20 тыс. рублей, что не позволяет сделать накопления.
В связи с этим при невыплате в срок заработной платы работник вынужден обращаться за кредитом в банк.
Изменения, предусмотренные законопроектом в статью 360 ТК РФ, позволят проводить внеплановые проверки работодателей государственными инспекторами труда, в том числе, в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда.
В настоящее время такие проверки могут быть проведены при наличии жалоб с согласия органов прокуратуры.
Статьей 392 ТК РФ установлен общий срок обращения в суд по индивидуальным трудовым спорам, в том числе по невыплате заработной платы, который составляет три месяца, за исключением спора об увольнении (один месяц).
Как следует из многочисленных обращений граждан, поступающих в Минтруд России, Федеральную службу по труду и занятости, после длительного ожидания выплаты заработной платы работники обращаются вначале в государственную инспекцию труда, в другие государственные органы, а только после этого - в суд, к этому времени трехмесячный срок, как правило, истекает.
Вместе с тем по спорам, вытекающим из гражданских правоотношений, срок исковой давности установлен три года.
Сроки обращения в суд, установленные статьей 392 ТК РФ, по существу являются сроками исковой давности. Регулируя вопрос об их восстановлении, часть третья статьи 392 ТК РФ не рассматривает вопроса о приостановлении этих сроков, в том числе если работник воспользовался альтернативной процедурой урегулирования споров (обращение в государственную инспекцию труда, медиаторам и др.).
По действующим нормам (статья 19.5 КоАП РФ) государственные инспекторы труда в случае неисполнения предписаний в соответствии со статьей 363 ТК РФ, направляют протокол об административном правонарушении в суд, с целью привлечения судом должностного лица к административной ответственности. При этом затягиваются сроки взыскания невыплаченной заработной платы.
Законопроектом предлагается также внесение изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК), с целью предоставления возможности работникам подавать иск о защите трудовых прав работников по месту жительства (в настоящее время - по месту нахождения ответчика (работодателя).
Возможность предъявления исков в суд по месту жительства позволит эффективнее защищать трудовые права работников при смене юридического адреса работодателя либо его регистрации в другом субъекте Российской Федерации; снизить материальные потери граждан, не получающих зарплату, в том числе при вахтовой, дистанционной работе, а также с учетом их общественно значимых особенностей (в частности, выполнение функций материнства и воспитания детей, наличия членов семьи, нуждающихся в уходе).
Полагаем, что предложенные законопроектом меры будут стимулировать работодателя к своевременной выплате работникам заработной выплаты в полном объеме и в размере, не ниже предусмотренного в соответствии с трудовым законодательством.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.