Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 984635-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в части унификации терминологии и условий назначения социальной пенсии коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации)"
Досье на проект федерального закона
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части унификации терминологии предусмотрена пунктом 4 Плана мероприятий по реализации в 2009-2011 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. N 1245-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р был утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р определены перечни мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.
В целях защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы), необходимо совершенствование нормативной правовой базы в части упорядочения терминологии, используемой в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы гарантий прав этих народов при осуществлении традиционной хозяйственной деятельности.
Проведенный анализ нормативной правовой базы в сфере защиты прав малочисленных народов показал, что в различных федеральных законах употребляются следующие термины:"малочисленные этнические общности", "коренной малочисленный народ", "малочисленные народы Севера", "территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов", "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов", "места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов", "территории традиционного расселения коренных малочисленных народов","места их традиционного проживания и хозяйственной деятельности", "территории традиционного расселения предков", "на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов", "осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов", "традиционные виды промысла", "традиционные отрасли хозяйствования".
В целях унификации терминологии и устранения противоречий и разночтений федерального законодательства в сфере защиты прав малочисленных народов данным законопроектом предлагается внести изменения в статью 2, 11, 18 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации "в части единообразного применения терминов "коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов".
Поправки предусмотренные законопроектом условий назначения социальной пенсии коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации вносятся в статью 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющей условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам. Пунктом 6 этой статьи устанавливается, что Перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не соответствует действующему российскому законодательству, нормам международного права и является дискриминационной в отношении коренных малочисленных народов, проживающих и ведущих традиционный образ жизни на территориях не только на территории Севера.
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Российской Федерации, занимают особое место, их права гарантируются Конституцией Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Исторически эта группа населения выделялась по особому образу жизни: основу их жизнеобеспечения составляли оленеводство, охота, рыболовство и собирательство, малочисленности и низкому уровню жизни. Именно поэтому в отношении данных народов проводилась специальная политика государства, основанная на стремлении поддержать эти народы, помочь им приблизиться по уровню жизни, демографическим показателям к остальному населению страны. Во многом такой подход характерен и для современного этапа государственной политики и нашел отражение в принятом Правительством РФ документе - Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 132-р). Причем это всегда была одна группа народов. Географический фактор являлся лишь одним из ее индикаторов, достаточно условным.
Экстремальные природно-климатические условия проживания, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов Севера, Сибири и Дальнего Востока обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания этих народов.
Коренные малочисленные народы в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Словосочетание "малочисленные народы Севера" является общераспространённым устойчивым выражением, и подразумевает, коренные малочисленные народы, проживающие на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а не только Севера.
Федеральным законодательством установлены правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, в том числе и назначение социальной пенсии для лиц, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). И это обусловлено не только проживанием в суровых климатических условиях Севера, но и ведением традиционного природопользования, и что особенно важно меньшей продолжительностью жизни этих народов, по отношении к другому населению страны.
О чем свидетельствуют, в том числе и положения Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 132-р), где четвертой задачей является создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов Севера, в том числе путем снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня.
В настоящее время, в России действует 3 специальных федеральных закона: "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Более 20 федеральных законов содержат нормы, гарантирующие особые прав этим народам. Во всех 28 субъектах проживания коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, существует региональные законодательные базы об особенностях реализации их прав, льгот и преференций.
Для реализации прав коренных малочисленных народов, действует несколько перечней, устанавливающих эти народы, места проживания и виды традиционной деятельности:
1) Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255);
2) Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р);
3) Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р);
4) Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р).
Создание еще двух перечней малочисленных народов Севера и районов проживания малочисленных народов Севера, в целях установления социальной пенсии по старости, как это предусмотрено пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не только не целесообразно, но как уже говорилось выше, противоречит действующему законодательству, правоприменительной практике и дискриминирует коренные малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока РФ.
Предложенные Законопроектом изменения "по словосочетаниям "граждане из числа малочисленных народов Севера" на "лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" не расширяют перечень льготной категории граждан, а лишь приводит закон в соответствие с положениями федерального законодательства и правоприменительной практики. Поскольку во всех этих районах они практически беспрепятственно получают социальные пенсии.
Однако, с недавнего времени, в ряде субъектов Российской Федерации лица из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ стали получать отказы от пенсионного фонда о назначении социальной пенсии в связи с тем, что в законе содержится термин "коренных малочисленные народы Севера", в то время как законы гарантирующие особые права содержат термин либо "коренные малочисленные народы Российской Федерации", либо "коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ". Эти отказы они вынуждены обжаловать в судебном порядке.
Учитывая изложенное, принятие данного федерального закона будет способствовать обеспечению защиты прав коренных малочисленных народов, преодолению проблемы разночтений отдельных норм федерального законодательства и недопущению ограничения категории получателей социальной пенсии, что в свою очередь позволит обеспечить устойчивое развитие коренных малочисленных народов, как это предусмотрено Концепцией, утв. распоряжением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 132-р.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в части унификации терминологии и условий назначения социальной пенсии коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в части унификации терминологии и условий назначения социальной пенсии коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в части унификации терминологии и условий назначения социальной пенсии коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в части унификации терминологии и условий назначения социальной пенсии коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) (далее - Закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Принятие Закона потребует внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1049 "Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.