Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 983307-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации С.Э. Приходько от 25 ноября 2014 г. N СП-П4-8681 в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. N 28-П (далее - Постановление).
Согласно Постановлению положения части первой статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон) и части третьей статьи 61 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения не допускают ограничения права на обращение в суд с заявлением о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Одновременно в Постановлении отмечено, что названная правовая позиция не исключает правомочия федерального законодателя в процессе совершенствования правового регулирования судебной защиты права граждан на судопроизводство в разумный срок внести в него изменения, направленные на уточнение порядка и условий подачи потерпевшими или лицами, которым запрещенным уголовным законом деянием причинен физический, моральный или имущественный вред, заявлений о присуждении компенсации за нарушение данного права в случаях отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела и уголовного преследования в связи с истечением сроков давности.
В связи с этим подготовлен данный законопроект, которым предлагается внести изменения в статью 3 Федерального закона и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, направленные на уточнение порядка и условий подачи потерпевшими или лицами, которым запрещенным уголовным законом деянием причинен физический, моральный или имущественный вред, заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Положения проекта федерального закона распространятся на правоотношения, возникшие после принятия Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. N 28-П.
Реализация законопроекта повлечет увеличение расходов федерального бюджета в связи с расширением круга лиц, которые могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, чем обусловлен особый порядок вступления в силу федерального закона.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации С.Э. Приходько от 25 ноября 2014 г. N СП-П4-8681 в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. N 28-П.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон) и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, направленные на уточнение порядка и условий подачи потерпевшими или лицами, которым запрещенным уголовным законом деянием причинен физический, моральный или имущественный вред, заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Таким образом, в соответствии с законопроектом расширяется круг лиц, которые могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Для расчета возможных дополнительных расходов федерального бюджета использованы сведения Минфина России о количестве исполненных исполнительных листов о взыскании компенсации за нарушение права на уголовное у судопроизводство в разумный срок государственной статистики по уголовным делам, находившимся в производстве, и Генеральной прокуратуры Российской Федерации о количестве уголовных дел, прекращенных в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, и материалов об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
По данным Минфина России за период с 2010 года по 2014 год Минфином России исполнено 2063 исполнительных листа о взыскании компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок на общую сумму 161 837 917,67 рублей.
Среднее значение выплат по исполнительному листу о взыскании компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок составит 78 447,85 рублей.
При этом за 2013 год исполнено 1407 исполнительных листа указанной категории, за 2014 - 360 исполнительных листов.
Кроме того, согласно информации Минфина России за период с 2010 года по 2014 год исполнено 796 исполнительных листов о взыскании судебных расходов по делам о присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок на сумму 2 736 870,03 рублей.
Среднее значение выплат по исполнительному листу о взыскании судебных расходов составит 3 438 рублей.
Таким образом, среднее значение выплат по одному заявлению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок с учетом судебных расходов составит 81 885,85 рублей.
Согласно данным государственной статистики в производстве государственных органов, осуществляющих предварительное расследование, находилось в 2013 году 2 826 533 уголовных дела, в 2014 году 2 903 161 уголовное дело.
По сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации количество уголовных дел, прекращенных в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, по которым лицо, совершившее преступление, установлено, составило в 2013 году - 7 218 уголовных дел, в 2014 году - 6 601 уголовное дело.
При этом число уголовных дел, прекращенных в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, по которым лицо, совершившее преступление, не установлено, составило в 2013 году - 1 646 987 уголовных дел, в 2014 году - 4 120 891 уголовное дело.
Следует отметить, что в число указанных сведений входят также уголовные дела, которые не вошли в число уголовных дел, находившихся в производстве в отчетный период, поскольку они находились в производстве и были приостановлены в связи с неустановлением виновного лица в предыдущие годы, однако по данным уголовным делам также могут быть поданы заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное досудебное производство в разумный срок.
Сведений о количестве материалов, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования в формах государственной статистической отчетности не имеется.
Исходя из соотношения исполненных исполнительных листов и количества дел выводится количество исполнительных листов, которые могли поступить на исполнение по приостановленным делам: в 2013 году - 823 исполнительных листа (2 826 533/1407 =>= (1 646 987 + 7 218)7823), где:
2 826 533 - количество уголовных дел, находившихся в производстве, 1407 - количество исполненных в 2013 году исполнительных листов о взыскании компенсации на нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок, 1646 987 - количество уголовных дел, прекращенных в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, по которым лицо, совершившее преступление, не установлено, 7218 - количество уголовных дел, прекращенных в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, по которым лицо, совершившее преступление, установлено;
в 2014 году - 511 исполнительных листов (2 903 161/360 = (4 120 891 + 6 601)/511), где 2903 161 - количество уголовных дел, находившихся в производстве, 360 - количество исполненных в 2014 году исполнительных листов о взыскании компенсации на нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок, 4120 891 - количество уголовных дел, прекращенных в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, по которым лицо, совершившее преступление, не установлено, 6 601 - количество уголовных дел, прекращенных в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, по которым лицо, совершившее преступление, установлено.
Таким образом, размер возможных выплат за указанные периоды, исходя из среднего значения выплат (81 885,85 рублей) за 2013 год, составит 67 392 054 рубля (823 исполнительных листа х 81 885,85 = 67 392 054), за 2014 год - 41 843 669 рублей (511 исполнительный лист х 81 885,85 = 41 843 669).
Учитывая вышеприведенные расчеты, принятие предлагаемых законопроектом изменений потребует примерно 54 617 861 рубль в год дополнительных ассигнований из средств федерального бюджета (67392 054 + 41 843 669)/2 = 54617 861).
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с федеральным законом "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих Признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с федеральным законом "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.