Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 984312-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта а) пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по осуществлению дополнительных мер, направленных на реализацию государственной политики в области повышения качества жизни и сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации N К 503 от 08 июля 2015 года, которым поручено обеспечить до 1 марта 2016 года, разработать законодательные и иные нормативные правовые акты, направленные на совершенствование порядка отнесения граждан к малочисленным народам, в том числе ведущих традиционный образ жизни в местах традиционного проживания, и их учета.
Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы: "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ, "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ расширив полномочия федеральных органов государственной власти, наделив возможностью утверждать положение о формировании и ведении реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Органы местного самоуправления наделяются законопроектом полномочиями по формированию и ведению реестра, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района или городского округа включенного в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной детальности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Законопроектом также предлагается внести изменение в понятийный аппарат федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" дав определение тому, что подразумевается под реестром лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Необходимость разработки данного законопроекта вызвана тем, что лицам, относящимся к коренным малочисленным народам для того, чтобы воспользоваться большинством прав и преференций, гарантированных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, международными актами, необходимо документально подтвердить свою национальную принадлежность. При этом действующим законодательством не установлен порядок определения национальной принадлежности. Положение о паспорте гражданина РФ, не предусматривает возможности внесения в паспорт сведений о национальности и практически все официальные документы не содержат графу "национальность". Исключением являются: свидетельство о браке и свидетельство о рождении ребенка. В этих документах по желанию гражданина может быть указана национальность супругов и родителей, соответственно.
Такое положение, вызывает для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам серьезные препятствия на пути к реализации своих специфических прав гарантированных законодательством при ведении традиционного образа жизни, традиционного природопользования, осуществления промыслов, а также в области образования, культуры.
Сейчас вопрос подтверждения национальности встал очень остро, в том числе и в связи с принятием некоторых актов в период 2011 - 2014 годов, которые уже отсылаю за получением справок о подтверждении национальности к органам местного самоуправления.
Так, пунктом 48 приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 г. N 157н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" установлено, что в качестве документа, подтверждающего принадлежность к малочисленным народам Севера, при отсутствии в паспорте либо свидетельстве о рождении требуемых сведений гражданин вправе представить справку, выданную органами местного самоуправления.
Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды РФ в 2011 году, предусмотрено, что при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в нем проставляется отметка: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления". При этом попытки получить такую отметку в охотничьих билетах оказались весьма затруднительными и проставлены лишь в некоторых субъектах.
Статья 25 Федерального закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" устанавливает, что рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления. На практике, за осуществление рыболовства без разрешительных документов, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, подвергаются штрафам за браконьерство, у них изымается продукция, добытая законным путем и орудия лова. В редких случаях, когда, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, обращаются в суд за защитой своих прав и доказывают свою национальную принадлежность освобождаются от административной и уголовной ответственности.
Но подтвердить свою национальность в судебном порядке может лишь часть граждан. Это связано с отсутствием доступа к судам из-за удаленности проживания, незнанием процедуры обращения в суды, неимением средств на дорогу для явки в суд.
Наделение органов местного самоуправления правом по формированию и ведению реестра, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района или городского округа включенного в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной детальности коренных малочисленных народов Российской Федерации позволит вернуться к ранее существовавшей практике и минимизирует расходы лиц, относящихся к коренным малочисленным народам для подтверждения своей национальной принадлежности, поскольку у них появиться возможность получить выписку из реестра и предъявить по месту требования.
Предполагается, что данные реестра будут формироваться на основе информации, полученной из разных источников: свидетельства о рождении, выписок из похозяйственней книг, справок общественных организаций и общин коренных малочисленных народов, других источников на основании личных заявлений граждан Российской Федерации, порядок подачи которых будет определен положением о ведении реестра, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом государственной власти.
Таким образом, предложенный законопроект направлен на реализацию гарантированного статьей 26 Конституцией Российской Федерации права каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность и снятия барьеров при реализации особых прав, лиц относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты" не повлечет дополнительные расходы из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Формирование и ведение реестра реестр, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации будет осуществляться органами местного самоуправления в рамках существующего финансирования.
Перечень
актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты" (далее Закон) не повлечет признание утратившими силу, приостановление актов федерального законодательства.
Принятие Закона повлечет за собой необходимость внесения изменений в пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2015 г. N 368 "О Федеральном агентстве по делам национальностей" (Собрание законодательства Российской Федерации 2015 г. N 17 (часть IV) ст. 2564).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 5 Положения, утвержденного постановлением"
Цель и обоснование: реализация пункта 2 статьи 1 Закона о наделении федеральных органов государственной власти полномочием по утверждению положения о формировании и ведении реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Срок разработки: 6 месяцев с даты вступления в силу Закона
Ответственные исполнители: Федеральное агентство по делам национальностей.
Принятие Закона повлечет за собой необходимость принятия Федеральным агентством по делам национальностей. "Положения о формировании и ведении реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации".
Цель и обоснование: реализация положений Закона о формировании и ведении реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации органами местного самоуправления.
Срок разработки: 6 месяцев с даты вступления в силу Закона.
Ответственные исполнители: Федеральное агентство по делам национальностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.