Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 217688-6 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации",
вносимый в Государственную Думу Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в статью 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) изменения, устанавливающие ответственность за изготовление, приобретение, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), хранение, в том числе на носителях компьютерной информации, и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации без цели распространения, публичной демонстрации или рекламирования материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, а также закрепляющие в уголовном законодательстве понятие "материалы или предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних" (далее - порнография).
Необходимость совершенствования законодательства в указанной сфере не подлежит сомнению. Вместе с тем следует отметить, что предлагаемая законопроектом санкция за изготовление порнографии без цели распространения относит указанное преступление к категории небольшой тяжести, что не корреспондирует с санкцией, установленной частью первой статьи 242.2 УК за действия, направленные на создание порнографии.
В отношении установления уголовной ответственности за хранение порнографии на носителях компьютерной информации безотносительно к субъекту преступления необходимо учитывать следующее. К данному деянию может быть отнесено хранение материалов или предметов порнографии на носителях, используемых операторами передачи данных в процессе их деятельности, а также полученных в результате проведения мероприятий по ограничению распространения противоправной информации. Передача информации осуществляется автоматически, а ее хранение может быть только кратковременным и зависит от технических условий трансмиссии. Принятые в отрасли связи правила и стандарты передачи информации не позволяют оператору связи (провайдеру) знать о содержании передаваемой информации.
Таким образом, предлагаемая законопроектом конструкция части первой статьи 242.1 УК может повлечь привлечение к уголовной ответственности сотрудников организаций, осуществляющих передачу материала в информационно-коммуникационной сети "Интернет", содержание которого неизвестно, в том числе на носителях компьютерной информации.
Кроме того, ни действующим законодательством, ни законопроектом в примечании к статье 242.1 УК формулировки "любое изображение какими бы то ни было средствами несовершеннолетнего", "реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия", "любое изображение половых органов несовершеннолетних главным образом в сексуальных целях" и "семейная ценность" не определены, что не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой принцип формальной определенности закона выступает в качестве необходимой гарантии обеспечения эффективной защиты от произвольных преследования, осуждения и наказания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. N 8-П).
Высказанные замечания следует устранить в ходе дальнейшей доработки законопроекта.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.