Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 993553-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение пункта 36 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2014 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2590-р.
Проект федерального закона носит комплексный характер, направлен на изменение положений действующего законодательства о запросе адвоката, а также на устранение возможных нарушений права адвокатов на запрос сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.
Целью проекта федерального закона является устранение правовых коллизий и пробелов в законодательстве Российской Федерации в области адвокатского запроса, а также соблюдение конституционного принципа состязательности и равноправия сторон на любой стадии уголовного, гражданского, административного, арбитражного судопроизводства.
Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Проектируемые положения направлены, в первую очередь, на регламентацию полномочий адвоката по выполнению возложенных на него обязанностей по оказанию квалифицированной юридической помощи, с одной стороны, и обеспечение надлежащего механизма реализации конституционных прав граждан на получение этой помощи, с другой стороны.
Действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и Законом об адвокатуре закреплено право адвоката собирать доказательства путем получения предметов, документов и иных сведений, опроса лиц с их согласия и истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций с корреспондирующей обязанностью дознавателя, следователя рассмотреть ходатайство защитника в производстве тех или иных процессуальных действий и решений. Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи отказа как в получении доказательств, о чем ходатайствует защитник, так и в приобщении представленных доказательств к материалам дела. Учитывая, что решение об отказе принимается должностным лицом или органом, осуществляющим предварительное расследование, которое должно быть обосновано ссылками на конкретные доводы, подтверждающие недопустимость доказательства, об истребовании и исследовании которого заявляет защитник, на практике подобные решения об отказе вызывают значительные споры и противоречия.
Ввиду положений статьи 45 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, правом законодателя является установление в отраслевом законодательстве специальных правил, регламентирующих порядок собирания доказательств, особенности которого применительно к отдельным видам судопроизводства могут быть предусмотрены федеральными законами. Таким образом, в проекте федерального закона дано определение понятия адвокатского запроса.
Проектом федерального закона предусмотрено нормативное закрепление порядка направления адвокатского запроса. Проектируемой статье 6.1 проекта федерального закона установлено, что требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.
Положения проекта федерального закона предусматривают установление общего 30-дневного срока рассмотрения адвокатского запроса, при этом в случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемой информации, предусмотрена возможность направления ответа адвокату в иной срок, но не превышающий 30 дней, при этом адвокат, направивший адвокатский запрос, уведомляется о продлении ответа на его запрос.
Проектом федерального закона установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении сведений по адвокатскому запросу с корреспондирующими изменениями в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Согласно статье 5.39 КоАП в действующей редакции применение мер административного воздействия за неправомерный отказ в предоставлении информации возможно в случае, если такая информация должна быть предоставлена в соответствии с федеральными законами. Однако в настоящее время таких случаев федеральными законами не предусмотрено. В связи с этим в проекте федерального закона предусмотрены соответствующие дополнения в статью 5.39 КоАП, устанавливающие ответственность за отказ в предоставлении информации в отношении адвоката в связи с поступившим от него адвокатским запросом. Одновременно в целях исключения случаев необоснованного направления адвокатских запросов в целях, не связанных с осуществлением адвокатской деятельности, проектом федерального закона предусмотрено установление административной ответственности в отношении адвокатов с корреспондирующими дополнениями Закона об адвокатуре в части включения в перечень оснований для прекращения статуса адвоката, в том числе несоблюдение требований к порядку направления адвокатского запроса. Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Закон об адвокатуре в части установления требований, касающихся стажа адвокатской деятельности, необходимого для учреждения адвокатского кабинета, создания Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Данные нормы позволят более эффективно обеспечить реализацию полномочий Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и направлены на повышение статуса профессионального уровня адвокатов, усиление роли адвокатских образований.
Предлагаемые изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации направлены на упорядочение деятельности адвокатов в уголовном, административном, гражданском судопроизводстве при оказании квалифицированной юридической помощи, а также на повышение качества оказания такой помощи адвокатами и создание условий, обеспечивающих доступ граждан к правосудию при соблюдении конституционных гарантий прав граждан на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
В связи с данным проектом федерального закона потребуется:
1. Внесение изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 84 "Об утверждении формы удостоверения адвоката", утверждающего форму удостоверения адвоката.
Основание: статья 2 проекта федерального закона.
Головной исполнитель: Минюст России.
Срок подготовки: в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона.
2. Внесение изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации".
Основание: статья 2 проекта федерального закона.
Головной исполнитель: Минюст России.
Срок подготовки: в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона.
3. Утверждение приказа Министерства юстиции Российской Федерации об установлении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса.
Основание: статья 2 проекта федерального закона.
Головной исполнитель: Минюст России.
Соисполнители: МВД России, СК России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Срок подготовки: в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.