Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам содружества независимых государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 845876-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций"
(вносится Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций (далее - Соглашение) было подписано Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики 29 сентября 2014 года в городе Астрахани.
Необходимость ратификации Соглашения следует из пп. "а" п. 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку оно содержит положения, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности, предоставление инвесторам и их инвестициям режима наибольшего благоприятствования, оговариваются условия, размер и порядок выплаты компенсаций в случаях принудительного изъятия инвестиций и возмещения соответствующего ущерба.
В соответствии со статьей 13, Соглашение вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Договаривающимися Сторонами всех необходимых внутригосударственных процедур. Соглашение действует в течение 10 лет с последующей автоматической пролонгацией на очередные 5-летние сроки. Следует отметить, что в отношении инвестиций, осуществленных до даты прекращения действия Соглашения и подпадающих под его действие, положения всех других статей Соглашения остаются в силе в течение последующих 10 лет после даты прекращения его действия.
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации 22 июля 2015 года указанное Соглашение внесено Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Соглашение состоит из преамбулы и 13 статей, которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Рассматриваемый документ, разработанный на основе типового соглашения, одобренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 456, направлен на создание и поддержание благоприятных условий для осуществления инвестиций российскими инвесторами на территории Азербайджана и азербайджанскими инвесторами на территории России. Положения Соглашения направлены на поощрение и взаимную защиту инвестиций, что будет стимулировать их приток и способствовать развитию взаимовыгодного торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, а также деловой инициативы в обоих государствах.
Соглашение регламентирует режим инвестиций (статья 3), их защиту от экспроприации или национализации (статья 4), возмещение ущерба инвесторам в результате войны и гражданских беспорядков (статья 5), порядок перевода платежей инвесторов (статья 6), а также возможность защиты инвестиций от некоммерческих рисков (суброгация, статья 7). Соглашение определяет порядок разрешения споров между Договаривающейся Стороной и инвестором государства другой Договаривающейся Стороны (статья 8), а также разрешение споров между Договаривающимися Сторонами (статья 9).
В соответствии со статьей 12, положения Соглашения будут применяться ко всем инвестициям, осуществленным инвесторами в соответствии с национальным законодательством государства, на территории которого они вкладываются, начиная с 1 января 1992 года. Однако, упомянутые положения Соглашения не будут применяться к любому спору в отношении инвестиций, возникшему до вступления Соглашения в силу, либо к любым претензиям, урегулированным до его вступления в силу.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, положения Соглашения соответствуют международным обязательствам Российской Федерации и не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Исходя из финансово-экономического обоснования к законопроекту, реализация Российской стороной данного Соглашения не потребует дополнительных расходов, покрываемые за счет федерального бюджета. Вместе с тем, как отмечается в финансово-экономическом обосновании законопроекта, в случае экспроприации (национализации) инвестиций азербайджанских инвесторов или нанесения им иного ущерба, а также в случаях, когда российским судом или международным арбитражем будет определено, что Российская Федерация не выполняет или ненадлежащим образом выполняет вытекающие из Соглашения обязательства, Российская Федерация должна будет выплатить компенсацию (статья 4 Соглашения). Аналогичные обязательства принимает на себя и Азербайджанская Сторона.
Ратификация Соглашения не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Форма Соглашения и его текст соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным и конституционным законам. Соглашение также не содержит внутренних противоречий и коррупциогенных факторов.
При подготовке Соглашения к ратификации в Государственной Думе проведена необходимая экспертная работа, в частности, состоялось рабочее совещание с представителями Правового управления Аппарата Государственной Думы и Министерства экономического развития Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, являющийся соисполнителем в работе над законопроектом, поддерживает ратификацию Соглашения. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по соответствующему законопроекту не имеет.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.