Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 786285-6 "Об особом статусе Красной площади столицы Российской Федерации, города Москвы",
внесенному депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, В.И. Кашиным, С.Н. Решульским, Н.В. Коломейцевым, И.И. Никитчуком, Н.В. Арефьевым, К.К. Тайсаевым, В.И. Бессоновым, А.А. Пономарёвым, П.В. Романовым, В.С. Романовым, С.П. Обуховым, О.А. Куликовым, В.Ф. Рашкиным, А.А. Андреевым, А.В. Корниенко
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается установить особый правовой статус Красной площади города Москвы, определить перечень мероприятий, которые могут проводиться на указанной площади, и закрепить запрет на реконструкцию и строительство объектов на данной территории, включая временное изменение облика исторических зданий и сооружений, не отвечающие требованиям, предъявляемым к сохранению памятников всемирного наследия.
Частью 2 статьи 70 Конституции Российской Федерации закреплено, что столицей Российской Федерации является город Москва, а её статус устанавливается федеральным законом.
В развитие указанного конституционного положения был принят Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" (далее - Закон РФ "О статусе столицы Российской Федерации"), определяющий правовое положение города Москвы как столицы Российской Федерации и регулирующий общественные отношения, вытекающие из этого статуса.
Абзацем 2 статьи 1 Закона РФ "О статусе столицы Российской Федерации" установлено, что территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы. Из этого следует, что Красная площадь, располагающаяся на территории города Москвы, входит в состав территории столицы Российской Федерации и на неё, соответственно, распространяются особенности её правового статуса.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях") определено, что порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации. В этой связи, установление закрытого перечня проводимых на Красной площади мероприятий отдельным федеральным законом будет противоречить указанной норме ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Наложение запрета на реконструкцию объектов на Красной площади города Москвы в предложенной законопроектом форме также противоречит указанным положениям ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Кроме того, аналогичные положения, касающиеся охраны исторического облика Красной площади, установлены пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которому объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Указом Президента Российской Федерации от 29.07.1992 N 806 "О мерах по сохранению Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" установлено, что проведение официальных приемов, общественно-политических, театрализованных, культовых и других массовых мероприятий на территории Московского Кремля, в зданиях, строениях и сооружениях, расположенных на его территории, на Красной площади, на площади Васильевский спуск и в Александровском саду, осуществляется по решению Президента Российской Федерации, принятому на основании представления о проведении указанных мероприятий. Закрепление аналогичного положения проектируемыми нормами носит дублирующий характер и представляется нецелесообразным.
Таким образом, предлагаемый законопроект содержит положения, которые уже отражены в федеральном законодательстве и нормативных актах Президента Российской Федерации, в связи с чем проектируемые нормы носят избыточный характер. Комитет предлагает законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 17 сентября 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.