Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 925980-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) вносятся изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 224-ФЗ), согласно которым устанавливаются положения, связанные с дополнительными требованиями к профессиональным участникам рынка ценных бумаг по определению структурных подразделений, работники которых получают инсайдерскую информацию от клиентов.
В проектируемой части 5 статьи 1 Федерального закона N 224-ФЗ требует уточнения понятие "публично-правовое образование иностранного государства", поскольку в законодательстве Российской Федерации отсутствует его разъяснение.
Согласно новой редакции пункта 4 статьи 2 Федерального закона N 224-ФЗ, предоставление информации - это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из данного определения неясно, следует ли под предоставлением информации понимать только те действия, которые направлены на получение информации определенным кругом лиц и осуществление которых прямо предусмотрено положениями законодательства Российской Федерации, или любые действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц и осуществляемые в соответствии с общими положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В этой связи обращаем внимание, что в последнем случае становится неясным порядок применения пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 224-ФЗ.
На основании нового пункта 7 статьи 2 Федерального закона N 224-ФЗ иностранные эмитенты определены как иностранные организации, ценные бумаги которых допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации на основании договора, заключенного с организатором торговли. Указанное положение нуждается в уточнении с учетом норм статьи 51.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ), согласно которым установлены особенности размещения и обращения в Российской Федерации ценных бумаг иностранных эмитентов. При этом определено, что названные ценные бумаги могут быть допущены к публичному обращению в Российской Федерации по решению российского организатора торговли об их допуске к организованным торгам без заключения договора с указанным эмитентом, если ценные бумаги иностранного эмитента одновременно соответствуют условиям, указанным в статье 51.1 Федерального закона N 39-ФЗ.
В разъяснении проектируемого понятия "подготовка к осуществлению действий лицами, указанными в пунктах 8 и 14 статьи 4 настоящего Федерального закона" следует иметь в виду, что не все предварительные действия, осуществляемые в целях определения сторон и условий сделки, являются юридически значимыми действиями. При этом отмечаем, что названное понятие в дальнейшем в тексте проекта не используется. Кроме того, в рассматриваемом разъяснении следует уточнить, какие требования, указанные в пункте 8 статьи 4 Федерального закона N 224-ФЗ, имеются в виду.
В новом пункте 9 статьи 2 Федерального закона N 224-ФЗ установлено положение, согласно которому термин "подконтрольное лицо" используется в значении, определенном Федеральным законом N 39-ФЗ. В этой связи обращаем внимание, что такое разъяснение включено в статью 2 Федерального закона N 224-ФЗ, определяющую не термины, а понятия, используемые в Федеральном законе N 224-ФЗ.
Согласно подпункту "б" пункта 4 статьи 1 проекта пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 224-ФЗ дополняется словами "хозяйствующих субъектов". В этой связи обращаем внимание, что статьей 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определен реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций).
В предлагаемой (равно как и в действующей) редакции пункта 6 статьи 4 Федерального закона N 224-ФЗ полагаем необходимым уточнить, кто понимается под "указанными лицами", поскольку в данном положении два раза упоминаются различные категории лиц.
В целях недопущения возникновения неоднозначного толкования проектируемых норм в правоприменительной практике, рекомендуется рассмотреть вопрос об определении в новой редакции пункта 8 статьи 4 Федерального закона N 224-ФЗ конкретных статей указанной главы.
В проектируемом пункте 14 статьи 4 Федерального закона N 224-ФЗ следует иметь в виду, что любые обыкновенные и привилегированные акции предоставляют право голоса в объеме, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (см. статьи 31 и 32 указанного закона).
В новой редакции части 3 статьи 6 Федерального закона N 224-ФЗ необходимо уточнить, что понимается под предоставлением инсайдерской информации на сайте центрального депозитария в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учитывая, что сайт центрального депозитария в сети "Интернет" является общедоступным ресурсом и размещаемая на нем информация, таким образом, распространяется, а не предоставляется. При этом требует уточнения, кому и кем она предоставляется.
На основании новой редакции части 1 статьи 8 Федерального закона N 224-ФЗ состав инсайдерской информации устанавливается нормативными актами Банка России, что следует согласовать с положениями проектируемой редакции части 1 статьи 3 Федерального закона N 224-ФЗ, в которой определено, что юридические лица, указанные в пунктах 1 - 4, 11, 12 и 14 статьи 4 Федерального закона N 224-ФЗ, составляют собственные перечни инсайдерской информации в соответствии с нормативным актом Банка России, устанавливающим требования к составу таких перечней. Замечание аналогичного характера может быть отнесено также ко второму предложению новой редакции части 2 статьи 8 (см. части 2-4 статьи 3 Федерального закона N 224-ФЗ).
Полагаем, что новая часть 4 статьи 8 Федерального закона N 224-ФЗ является излишней, поскольку все соответствующие вопросы уже урегулированы в проектируемых редакциях частей 1 и 2 данной статьи.
В новом пункте 1 части 1 статьи 14 Федерального закона N 224-ФЗ в целях унификации используемых в законе понятий после слова "служащими" следует дополнить словом "(работниками)".
В новой редакции пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона N 224-ФЗ слова "иностранными юридическими лицами, иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами", по нашему мнению, могут быть заменены словами "иностранными организациями". В этом случае необходимо учитывать, что в отношении правоспособности в сфере действия Федерального закона N 224-ФЗ организационно-правовая форма и вид хозяйствующего субъекта по личному закону значения не имеют.
Положение новой редакции пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона N 224-ФЗ о праве Банка России требовать представления от лиц, указанных в пункте 1 данной статьи, деловой корреспонденции следует согласовать с другим положением данного пункта и положением новой редакции части 1 статьи 16 Федерального закона N 224-ФЗ, согласно которым документы и информация, составляющие тайну связи, представляются Банку России только в части информации о переводах денежных средств (см. также статью 63 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи"). Замечание аналогичного характера относится также к новой редакции пункта 4 части 1 статьи 14 и абзацу второму новой редакции части 1 статьи 16 Федерального закона N 224-ФЗ. Кроме того, по нашему мнению, положения проектируемой редакции пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона N 224-ФЗ частично дублируют положения пункта 3 данной части.
В новых редакциях пункта 4 части 1 статьи 14 и абзаца второго части 1 статьи 16 Федерального закона N 224-ФЗ неясно, что понимается под устройствами, работающими в информационно-телекоммуникационных сетях, и их идентификаторами. Также представляется необходимым уточнить в указанных положениях, что речь в них идет о предоставлении записей телефонных переговоров, которые были правомерно осуществлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Проектом установлены положения, относящиеся к деятельности Банка России. В этой связи необходимо учесть требование статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которому проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Замечания юридико-технического характера по проекту переданы в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.