Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 971571-6 "О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел проект федерального закона "О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации" в части вопросов таможенного регулирования.
Протоколом о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (далее - Протокол) вносятся изменения в Приложение 1А Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации посредством включения в него Соглашения об упрощении процедур торговли (далее - Соглашение).
Соглашением уточняются положения статей V "Свобода транзита", VIII "Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом" и X "Публикация и применение правил торговли" Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ).
Анализ представленных в Соглашении обязательств показал, что документ содержит обязательства категорий "А", "В" и "С" развивающихся стран Членов и наименее развитых стран Членов по принятию положений Соглашения в обязательном порядке ("А"), а также необязательный перечень вопросов, по которым члены ВТО могут при наличии возможности принимать такие решения.
В процессе присоединения Российской Федерацией к ВТО была проведена работа по приведению российского таможенного законодательства в соответствие с нормами международной организации.
Таким образом, действующее законодательство РФ о таможенном деле в целом соответствует обязательствам категорий "А" Соглашения.
Вместе с тем, исполнение пункта 9 статьи 3 Соглашения потребует внесения изменения в пункт 1 статьи 111 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон), после уведомления страны Члена об окончательных датах применения обязательств категории "С", в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Соглашения.
Изменения обусловлены действующей редакцией Закона, которой предусматривается, что заявителями на принятие предварительного решения о стране происхождения товаров может являться либо российское лицо, выступающее в качестве владельца товара, покупателя товара и декларанта, либо иностранное лицо, выступающее в качестве декларанта.
При этом Соглашение определяет более широкий круг лиц - заявителей на принятие предварительного решения о стране происхождения товаров. Так, подпунктом "с" пункта 9 статьи 3 Соглашения установлено, что в качестве заявителя могут выступать импортеры, экспортеры, а также любое лицо с обоснованным запросом или их представители.
Кроме того, для исполнения пункта 9 статьи 3 Соглашения, полагаем целесообразным рассмотреть также вопрос о внесении изменений в статью 108 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", регулирующую вопросы предварительного решения по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время круг заявителей о принятии предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД определен только Административным регламентом Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (Приказ ФТС России от 18.04.2012 N 760).
В соответствии с указанным регламентом, заявителем является юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, правомочное выступать в качестве декларанта товара или обладающее полномочиями в отношении товара, по которому таможенным органом принимается предварительное решение.
Поскольку подпунктом "с" пункта 9 статьи 3 Соглашения установлен более широкий круг лиц - заявителей, необходимо в законодательстве РФ о таможенном деле дать определение заявителя о принятии предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД в соответствии с Соглашением.
Высказанные замечания в большей мере касаются действий Российской Федерации, которые необходимо будет предпринять после принятия международного договора и не затрагивают существа самого Протокола.
Учитывая, что в соответствии с преамбулой к Соглашению, основной его целью является дальнейшее ускорение перемещения, выпуска и таможенной очистки товаров, включая транзитные товары, Комитет по бюджету и налогам поддерживает принятие проекта федерального закона N 971571-6 "О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.