Письмо Президента РФ от 10 августа 2007 г. N Пр-1462
Досье на проект федерального закона
Направляю заключение на проект федерального закона N 423427-4 "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации", принятый Государственной Думой в первом чтении 4 июля 2007 г.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
|
В. Путин |
Заключение Президента РФ
на проект федерального закона N 423427-4 "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения, на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации"
Проект федерального закона N 423427-4 "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на установление правовых основ единого рынка услуг автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации при регулировании отношений, связанных с организацией транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения.
Законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, концептуально поддерживается, однако по нему имеются замечания и предложения.
Законопроект, разработанный в развитие федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", носит рамочный характер и устанавливает общий порядок реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по организации транспортного обслуживания населения.
В связи с этим представляется целесообразным уточнить наименование законопроекта, имея в виду, что законопроект содержит прежде всего основы правового регулирования в рассматриваемой сфере деятельности.
В статье 3 законопроекта в определении понятия "объекты транспортной инфраструктуры" используется термин "служебные станции транспортных средств", определение которого отсутствует.
В части 2 статьи 4 законопроекта предусматривается, что организация транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах в городах федерального значения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тем самым законопроектом исключается какая-либо возможность участия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга в осуществлении полномочий по организации транспортного обслуживания населения.
Между тем в соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В части 1 статьи 5 законопроекта предусматривается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют посредством размещения государственных, муниципальных заказов регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации не наделил органы местного самоуправления указанным правом.
Данное несоответствие необходимо устранить, в частности, путем внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Статьей 6 законопроекта финансирование расходов, связанных с осуществлением регулярных перевозок с применением тарифов и предоставлением преимуществ по провозной плате, предусматривается осуществлять путем предоставления субсидий, размер и порядок которых устанавливаются договором об организации регулярных перевозок, заключаемым с перевозчиком органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 9 законопроекта в качестве существенных условий договора об организации регулярных перевозок, заключаемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов, указаны цена договора и порядок ее корректировки с учетом изменения тарифов и предоставления преимуществ по провозной плате. Исходя из этого, по-видимому, все расходы, связанные с осуществлением регулярных перевозок, должны быть включены в цену указанных договоров.
Таким образом, законопроектом по существу предусматривается возможность двойного финансирования одних и тех же услуг без достаточных к тому оснований.
Кроме того, положение статьи 6 законопроекта не учитывает изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". Согласно новой редакции статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 1 января 2008 г., субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Законопроектом предусматривается, что договор об организации регулярных перевозок заключается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов, однако его нормы, в частности положения части 2 статьи 9, статей 10 и 11, не согласуются с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В ряде статей законопроекта (статьи 7, 9, 10) в качестве участников правоотношений в области организации транспортного обслуживания населения наряду с юридическими и физическими лицами указываются объединения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в форме простого товарищества.
Принимая во внимание, что простое товарищество представляет собой договор о совместной деятельности (глава 55 Гражданского кодекса Российской Федерации), вызывает сомнение как обоснованность использования указанного института при определении участников названных правоотношений, - так и содержание отдельных норм законопроекта применительно к простому товариществу. Например, предусматриваемый частью 2 статьи 7 законопроекта отказ всем участникам простого товарищества в рассмотрении предложений об открытии маршрута регулярного сообщения в случае досрочного расторжения по определенным основаниям с одним из участников этого товарищества ранее заключенного договора.
В части 1 статьи 9 законопроекта слова "действующим от собственного имени или от имени участников простого товарищества" предлагается исключить, поскольку наличие этих слов позволяет неоднозначно толковать положения названной части.
Представляется необходимым привести положения частей 5 и 6 статьи 9 законопроекта в соответствие с нормами статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок изменения и расторжения договора, а также односторонний отказ от исполнения договора (полностью или частично).
Законопроектом предусмотрено, что договор об организации регулярных перевозок, представляющий собой государственный (муниципальный) контракт, заключается, как правило, на срок не менее пяти лет (статьи 10 и 11 законопроекта).
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, определяемых согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации как объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Из текста статьи 19 законопроекта не ясно, для каких положений установлен иной порядок вступления в силу.
Законопроект имеет недостатки редакционного и юридико-технического характера. В частности, структуру статей законопроекта необходимо привести в соответствие с требованиями Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
На основании изложенного законопроект нуждается в доработке и может быть поддержан с учетом приведенных замечаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 10 августа 2007 г. N Пр-1462
Текст письма официально опубликован не был