Досье на проект федерального закона
Активное развитие новых банковских технологий удаленного взаимодействия с клиентом и ограниченное использование упрощенной идентификации в российском законодательстве о ПОД/ФТ привели к необходимости модернизации российского законодательства, регулирующего деятельность по ПОД/ФТ.
В этой связи на заседании Экспертного совета по законодательству о банковской деятельности и аудите при Комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку 11.09.2015 была рассмотрена и поддержана Концепция модернизации законодательства о ПОД/ФТ в части совершенствования порядка осуществления идентификации, которая на протяжении нескольких последних лет разрабатывалась участниками финансового рынка.
Настоящий Законопроект разработан на основе указанной Концепции. В Законопроект включены исключительно те положения Концепции, в отношении которых в ходе обсуждения Концепции со стороны государственных органов (Минфин России, Банк России, Росфинмониторинг) не было получено концептуальных замечаний.
Согласно Законопроекту, в частности, предлагается:
1. Законодательно установить обязанность по предоставлению клиенту - физическому лицу возможности использования любого одного из предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) способов упрощенной идентификации, а не всех трех.
В целях обеспечения осуществления упрощенной идентификации клиентов - физических лиц в соответствии с требованиями Закона N 115-ФЗ частью 3 статьи 5 Федерального закона от 05.05.2014 N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) установлена обязанность операторов информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом N 115-ФЗ, оператора единой системы идентификации и аутентификации в срок до 1 октября 2014 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, безвозмездно обеспечить возможность использования кредитными организациями соответствующих информационных систем.
Вместе с тем, предусмотренные Распоряжением Правительства РФ от 09.07.2015 N 1320-р сервисы ФНС России и ФФОМС в СМЭВ, необходимые для проведения упрощенной идентификации, до настоящего времени отсутствуют, а также не предусмотрена возможность актуализации данных в Единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА), что создает риски ее использования для осуществления упрощенной идентификации.
Сложившаяся ситуация приводит к объективной невозможности исполнения финансовыми организациями требования части 5.3 статьи 10 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", установившего с 01.11.2014 обязанность операторов электронных денежных средств предоставить клиенту - физическому лицу возможность выбора любого из предусмотренных Законом N 115-ФЗ способов упрощенной идентификации, и в этой связи ведет к нарушению прав клиентов - физических лиц.
В этой связи предлагается законодательно установить обязанность по предоставлению клиенту-физическому лицу возможности использования любого одного из предусмотренных Законом N 115-ФЗ способов упрощенной идентификации, а не всех трех (статья 2 Законопроекта).
2. Законодательно урегулировать процедуры подтверждения ранее проведенной идентификации (аутентификации).
В действующем законодательстве, равно как и в подзаконных актах, и рекомендательных документах отсутствуют указания на то, каким образом организация может подтвердить, что конкретный клиент был идентифицирован ее ранее.
В этой связи в подпункте "м" пункта 2 статьи 1 Законопроекта предлагается по аналогии с Положением Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 499-П) установить, что кредитная организация вправе не проводить повторную идентификацию клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца или упрощенную идентификацию клиента - физического лица при одновременном наличии следующих условий:
идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца ранее проведена данной кредитной организацией или иной организацией по ее поручению в соответствии с Законом N 115-ФЗ, и клиент находится на обслуживании;
у кредитной организации отсутствуют сомнения в достоверности и точности ранее полученной информации;
к сведениям об этом клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме в порядке, установленном кредитной организацией во внутренних документах.
Одновременно предлагается законодательно закрепить предусмотренные Положением N 499-П особенности совершения операций с использованием платежной (банковской) карты.
3. Увеличить минимальную сумму операций, при совершении которых не проводится идентификация, а также может проводиться упрощенная идентификация для отдельных видов операций с учетом оценки риска ОД/ФТ при их совершении.
В целях реализации риск-ориентированного подхода и с учетом инфляционного фактора предлагается увеличить до 40 000 рублей минимальную сумму операций, при совершении которых не проводится идентификация, а также может проводиться упрощенная идентификация {подпункты "д"-"ж" пункта 2 статьи 1 Законопроекта).
Представляется, что в результате указанных изменений качество системы ПОД/ФТ не ухудшится, так как кредитные организации обязаны обращать внимание на любые необычные операции клиентов независимо от суммы совершаемой операции с целью их дальнейшего анализа на предмет выявления подозрений в ОД/ФТ.
4. Установить, что при упрощенной идентификации клиента-физического лица идентификация представителя и (или) выгодоприобретателя клиента - физического лица, а также бенефициарного владельца клиента-физического лица не проводится.
В Законе N 115-ФЗ прямо не отражено, что при упрощенной идентификации установление и идентификация представителей клиента-физического лица, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев не осуществляется. Тем самым сохранится риск толкования требований Закона N 115-ФЗ таким образом, что необходимо устанавливать полный перечень идентификационных сведений в отношении указанных лиц, в то время как в отношении самого клиента будет применяться упрощенная идентификация.
Учитывая изложенное, предлагается с учетом позиции Банка России прямо установить, что при упрощенной идентификации клиента-физического лица идентификация представителя и (или) выгодоприобретателя клиента-физического лица, а также бенефициарного владельца клиента-физического лица не проводится (подпункты "б" и "в" пункта 2 статьи 1 Законопроекта).
5. Оптимизировать условия привлечения третьих лиц для проведения идентификации.
Поскольку в рамках банковской группы используются единообразные подходы к внутреннему контролю и идентификации клиентов, предлагается разрешить поручать проведение идентификации в рамках банковской группы любой из входящих в нее организаций, являющихся субъектами исполнения Закона N 115-ФЗ (подпункт "и" пункта 2 статьи 1 Законопроекта).
Действующая система привлечения третьих лиц для проведения идентификации на основании агентского договора ограничена и по кругу возможных принципалов, и по кругу лиц, имеющих право выступать агентами.
Предлагается упорядочить условия привлечения третьих лиц для проведения идентификации, с учетом следующего (частично действующего) распределения ответственности между агентами и принципалами {подпункты "к" - "л" пункта 2 статьи 1 Законопроекта):
- принципал несет ответственность за качество проведенной идентификации в соответствии с Законом N 115-ФЗ;
- организации, выступающие в качестве агентов и указанные в статье 5 Закона N 115-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законом и заключенным договором;
- организации, выступающие в качестве агентов и не указанные в статье 5 Закона N 115-ФЗ, несут ответственность в соответствии с договором.
Также предлагается дополнить перечень организаций, имеющих право поручать проведение идентификации только кредитным организациям, включив в него (подпункт "з" пункта 2 статьи 1 Законопроекта):
- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров и лизинговые компании;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
- микрофинансовые организации;
- негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
- операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами - физическими лицами;
- клиринговые организации;
- организаторов торговли.
6. Законодательно установить особенности проведения идентификации с использованием документов в электронной форме, соответствие электронного образа которых оригиналу засвидетельствовано усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса или лица.
В настоящее время нормативные акты, в том числе приказы Минфина России от 15.01.2015 N 5н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2015, регистрационный номер 37242) и от 18.02.2015 N 25н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам" (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2015, регистрационный номер 37243), определяют правила предоставления пользователям сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в электронном виде.
При этом засвидетельствованный усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса или лица, издавшего оригинал документа, электронный образ такого документа в полной мере может быть использован для целей проведения идентификации такого юридического лица или индивидуального предпринимателя организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, если такой документ направлен соответствующим лицом с использованием электронной подписи.
Предложенные изменения содержатся в пункте 1 статьи 1 Законопроекта и подпункте "а" пункта 2 статьи 1 Законопроекта.
7. Усовершенствовать процедуру упрощенной идентификации в части проверки дополнительных сведений (изменения содержатся в подпункте "г" пункте 2 статьи 1 Законопроекта).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка осуществления процедур идентификации)"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка осуществления процедур идентификации)" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка осуществления процедур идентификации)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка осуществления процедур идентификации)" не потребует внесения изменений в федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.