Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизма зачета наказания при назначении лицу меры пресечения в виде домашнего ареста" направлен на уточнение сроков зачета наказания в случаях, когда к лицу в рамках предварительного следствия была применена мера пресечения в виде домашнего ареста.
Согласно действующей редакции статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день.
Согласно действующей редакции части 10 статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса в срок содержания под стражей также засчитывается время домашнего ареста.
Таким образом, на домашний арест распространяются те же сроки зачета наказания, что и на время содержания лица под стражей.
Тем не менее, содержание под стражей по своей сущности, безусловно, является более строгой мерой наказания, нежели домашний арест.
Об их дифференциации свидетельствует, в частности, положение пункта 42 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, определяющего, что содержанием под стражей является пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.
Представляется, что пребывание лица в доме не может быть сопоставимым по смыслу вышеуказанных норм с его содержанием в следственном изоляторе либо ином месте.
Таким образом, обоснованным и необходимым является ужесточение уголовного наказания, связанное с дифференцированным подходом к зачету наказания в случае, когда к лицу был применен домашний арест в отличие от иных мер.
С целью реализации данных положений, законопроектом устанавливается, что время нахождения лица под домашним арестом, включаемое в срок его содержания под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы из расчета два дня за один день.
С учетом вышеизложенного, с целью установления большей соразмерности и обоснованности наказания и скорейшего создания соответствующей правоприменительной практики, необходимо принять настоящий проект федерального закона в кратчайшие сроки.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизма зачета наказания при назначении лицу меры пресечения в виде домашнего ареста"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизма зачета наказания при назначении лицу меры пресечения в виде домашнего ареста" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизма зачета наказания при назначении лицу меры пресечения в виде домашнего ареста"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизма зачета наказания при назначении лицу меры пресечения в виде домашнего ареста" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.