Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1004188-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях упорядочения деятельности владельцев программ для электронных вычислительных машин, владельцев сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", которые используются для обработки и распространения новостной информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик или иных языках народов Российской Федерации и на которых может размещаться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети "Интернет" (далее - владелец новостного агрегатора)
Так, законопроектом предусматривается дополнение Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" новой статьей 10.4, которая предусматривает особенности распространения информации владельцем новостного агрегатора.
В частности, согласно проектируемой статье 10.4, владелец новостного агрегатора обязан:
- не допускать использование новостного агрегатора в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию и материалов, содержащих нецензурную брань;
- проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации до ее распространения и незамедлительно прекратить распространять недостоверную общественно-значимую информацию на основании предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор);
- не допускать использование новостного агрегатора в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, а также для распространения информации с нарушением законодательства Российской Федерации.
Положения законопроекта предусматривают возложение на владельца новостного агрегатора ответственности за распространяемую им информацию, в том числе и в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных средством массовой информации.
Для обеспечения исполнения норм законопроекта предусматривается создание и ведение Роскомнадзором реестра новостных агрегаторов.
Информационные ресурсы, которые зарегистрированы в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" в качестве сетевых изданий, не являются новостными агрегаторами.
Законопроектом предусмотрено, что в случае обнаружения на новостном агрегаторе фактов фальсификации общественно значимых сведений, фактов распространения недостоверной общественно значимой новостной информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, а также фактов распространения новостной информации с нарушением законодательства Российской Федерации, уполномоченные государственные органы вправе обратиться в Роскомнадзор с обоснованным требованием о принятии мер по прекращению распространения такой информации.
В связи с тем, что новостные агрегаторы имеют большой охват аудитории и способны оказывать большое влияние на формирование общественного мнения по различным вопросам, проектируемой статьей 10.4, предусматриваются особенности владения новостными агрегаторами. Такими особенностями являются установление запрета выступать владельцами новостного агрегатора иностранным государствам, международным организациям, а также находящимся под их контролем организациям, иностранным юридическим лицам, российским юридическим лицам с иностранным участием, иностранным гражданам, лицам без гражданства, гражданам Российской Федерации, имеющих гражданство другого государства. Кроме того, доля участия указанных лиц в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) владельца новостного агрегатора ограничена 20 процентами. Одновременно, предусматривается, что владелец новостного агрегатора, включенного в реестр новостных агрегаторов, обязан привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями законопроекта в течение 6 месяцев с даты включения новостного агрегатора в указанный реестр.
Статьей 2 законопроекта предусматривается дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новыми статьями 13.32 и 19.7.10-1, которые устанавливают административную ответственность за невыполнение владельцем новостного агрегатора требований о приведении своих учредительных документов в соответствие с требованиями, предусмотренными законом и за неисполнение владельцем новостного агрегатора предписаний Роскомнадзора о прекращении распространения недостоверной общественно значимой информации и информации распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации.
Актуальность принятия настоящего законопроекта обусловлена степенью общественной значимости деятельности новостных агрегаторов в сети "Интернет" в силу значительного охвата аудитории.
Принятие данного законопроекта будет способствовать распространению информации в сети "Интернет" строго в соответствии с законодательством Российской Федерации и противодействию распространения в сети "Интернет" фальсифицированной информации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.