Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1006906-6 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования операций кредитных организаций со сберегательными (депозитными) сертификатами и обращения ценных бумаг на предъявителя)"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования операций кредитных организаций со сберегательными (депозитными) сертификатами и обращения ценных бумаг на предъявителя)" (далее - законопроект) предусмотрено внесение изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, направленных на совершенствование регулирования операций банков с ценными бумагами на предъявителя.
Так, с точки зрения законодательства о противодействии коррупции, а также легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма сертификаты и сберегательные книжки на предъявителя имеют серьезные недостатки, поскольку позволяют идентифицировать только лицо, которому был выдан сертификат или сберегательная книжка, и предъявителя к погашению, но не иных лиц, участвующих в обороте.
При представлении к оплате сберегательного сертификата на предъявителя лицо может действовать по указанию или с согласия действительного владельца сберегательного сертификата, установление в этом случае личности последнего, в рамках проводимой кредитной организацией идентификации клиента, может быть весьма затруднительным.
Создаются существенные риски для добросовестных участников гражданского оборота. В практике известны случаи мошенничества, когда первоначальный владелец отчуждал сберегательный сертификат на предъявителя добросовестному приобретателю, а впоследствии заявлял о его утрате и добивался его недействительности в судебном порядке. Приобретатель в указанном случае лишался права на получение денежных средств по этому сертификату.
Положение "О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций" (письмо Банка России от 10 февраля 1992 г. N 14-3-20) запрещает использовать данные сертификаты в качестве расчетного или платежного средства. Однако доказать, что владелец сберегательного сертификата, являющийся физическим лицом, получил его в качестве платежного средства, практически невозможно, что влечет за собой уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц гражданином, получающим доход в виде вклада, удостоверенного таким сертификатом.
Отсутствие выплат по предъявительским сертификатам при наступлении страхового случая в банке-эмитенте потенциально способно привести к волнениям среди вкладчиков, поскольку не обладающие должной финансовой грамотностью граждане могут полагать, что их банковские вложения застрахованы.
Не исключено, что до наступления страхового случая финансово неустойчивые банки могут прибегать к неправомерному переоформлению незастрахованных вкладов, удостоверенных предъявительскими сертификатами, в застрахованные, что приведет к росту страховой ответственности государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" без эквивалентной уплаты соответствующих взносов.
Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ) проведено исследование "Отмывание денег и финансирование терроризма в секторе ценных бумаг", в котором также отмечается, что ценные бумаги на предъявителя позволяют совершать операции с финансовыми ресурсами без каких-либо механизмов учета совершаемых с ними сделок и соблюдения требований к идентификации клиентов.
Учитывая изложенное, законопроектом предусматривается исключение из обращения сберегательных книжек и сберегательных сертификатов на предъявителя. Данная мера направлена на повышение эффективности антикоррупционного законодательства и согласуется с рекомендациями ФАТФ в части применения мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В то же время анализ международной практики позволяет сделать вывод, что сберегательные (депозитные) сертификаты могут стать привлекательной формой размещения средств населения и временно свободных ресурсов компаний на современном этапе развития финансовой системы России, а также стать источником формирования устойчивой части пассивов банков. Для этого необходимо усовершенствование нормативной базы регулирования этого инструмента.
В этой связи предлагается дополнить законодательство Российской Федерации положениями в части регулирования инструментов сберегательных (депозитных) сертификатов:
1. Сберегательный (депозитный) сертификат является именной ценной бумагой, которая выдается в документарной форме.
2. Держателями сберегательных сертификатов могут являться физические лица и индивидуальные предприниматели; сберегательные сертификаты включаются в систему обязательного страхования вкладов физических лиц.
3. Держателями депозитных сертификатов могут быть только юридические лица; депозитные. сертификаты не включаются в систему обязательного страхования вкладов физических лиц.
4. Предусматривается возможность выдачи банком сберегательных (депозитных) сертификатов с условием отказа вкладчика от права на получение вклада по первому требованию.
Законопроектом также устанавливается, что кредитная организация, выдавшая сберегательные (депозитные) сертификаты, ведет их учет и переход прав на них. Данный механизм позволяет идентифицировать не только лицо, которому был выдан сертификат, и предъявителя сертификата к погашению, но и иных лиц, участвующих в его обороте.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признается сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.
При этом Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, к которым согласно статье 2 указанного Федерального закона относится любая ценная бумага, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных указанным Федеральным законом формы и порядка;
размещается выпусками;
имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Сберегательный (депозитный) сертификат в соответствии с законодательством Российской Федерации не является эмиссионной ценной бумагой и права по сертификатам, выдаваемым кредитной организацией, не могут быть закреплены в одном документе (например, в решении о выпуске ценных бумаг и (или) глобальном сертификате ценных бумаг).
Одновременно согласно статье 836 Гражданского кодекса Российской Федерации сберегательные (депозитные) сертификаты - одна из форм банковского вклада. Кредитная организация имеет право осуществлять деятельность по привлечению денежных средств во вклады на основании лицензии на осуществление банковских операций. Иных специальных лицензий (разрешений) для этого не требуется.
Отличие выпусков сберегательных (депозитных) сертификатов от иных ценных бумаг состоит в том, что их выпуск осуществляется кредитной организацией в рамках зарегистрированных Банком России отдельных условий, но с возможностью определения отдельно для каждого держателя сертификата непосредственно при его выдаче срока востребования, а также размера (дохода) по данному сертификату, исходя из суммы вклада (депозита) и срока его востребования.
В связи с этим система учета возникновения и перехода прав на сберегательные (депозитные) сертификаты при их обращении отвечает следующим функциональным особенностям:
наличие исчерпывающей по всем признакам информации о каждом выданном сертификате (при этом хранение сертификатов осуществляется держателями);
отражение перехода права собственности на сертификат на основании распоряжения держателя сертификата;
учет информации о сделках (или иных основаниях), в силу которых у держателя сертификата возникли права в отношении данного сертификата.
Таким образом, ведение системы учета возникновения и перехода прав на сертификаты при их обращении может осуществляться непосредственно кредитной организацией, выпускающей эти сертификаты. При этом получение специальной лицензии на ведение такой системы учета не требуется, что также позволяет снизить издержки кредитных организаций на ведение их учета в депозитарии.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования операций кредитных организаций со сберегательными (депозитными) сертификатами и обращения ценных бумаг на предъявителя)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования операций кредитных организаций со сберегательными (депозитными) сертификатами и обращения ценных бумаг на предъявителя)" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования операций кредитных организаций со сберегательными (депозитными) сертификатами и обращения ценных бумаг на предъявителя)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования операций кредитных организаций со сберегательными (депозитными) сертификатами и обращения ценных бумаг на предъявителя)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования операций кредитных организаций со сберегательными (депозитными) сертификатами и обращения ценных бумаг на предъявителя)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования операций кредитных организаций со сберегательными (депозитными) сертификатами и обращения ценных бумаг на предъявителя)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.