Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1012959-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра транспортных средств"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Федеральным законом "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01.07.2011 N 170-ФЗ полномочия по аккредитации и контролю за деятельностью операторов технического осмотра, а также полномочия по допуску автотранспортных средств к движению по дорогам общего пользования (посредством выдачи полиса ОСАГО) переданы профессиональному объединению страховщиков.
За период действия указанного Федерального закона выявлены случаи, когда страховщиками не реализуется запрет страхования по отношению к автомобилям, не соответствующим обязательным требованиям безопасности, а диагностические карты в большинстве случаев выдаются вместе с полисом ОСАГО без проведения реального технического контроля автотранспортных средств. При этом, контроль со стороны государственных органов за прохождением обязательного технического осмотра предусмотрен лишь в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (автобусы, легковые такси) и некоторых другие видов автотранспортных средств. В итоге, фактически технический осмотр проходит не более 20% автотранспортного парка страны. Законодательством не предусмотрена ответственность автовладельцев за непредоставление своего автотранспортного средства на технический осмотр.
Как результат - за переходный период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года резко возросла аварийность, связанная с технической неисправностью транспортных средств. Согласно данным официального сайта ГИБДД России, за 2012 год в ДТП по причине эксплуатации технически неисправных транспортных средств: погибло - 282 человек (рост 21,6% к 2011 году); получило травмы - 1465 человек (рост 3,5% к 2011 году). За 2013 год в ДТП по причине эксплуатации технически неисправных транспортных средств: погибло - 359 человек (рост 27,3% к 2012 году), получило травмы - 2230 человек, (рост 52,2% к 2012 году). В 2014 -2015 годах негативная тенденция сохраняется.
Целью проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра транспортных средств" является обеспечение условий для повышения безопасности дорожного движения за счет установления ряда требований к проведению технического осмотра транспортных средств, сохранение территориальной и ценовой доступности для населения услуг по проведению технического осмотра, обеспечение добросовестной конкуренции операторов технического осмотра.
Проектом федерального закона функции аттестации организаций по проведению технического осмотра транспортных средств предлагается передать Российскому Союзу организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств, исключив их из полномочий профессионального объединения страховщиков. Принятие данного законопроекта позволит за счет способности профильных профессиональных объединений повышать стандарты рыночного поведения, бороться с провалами рынка, повышать эффективность деятельности участников рынка и уровень доверия к ним потребителей, реализуется возможность повысить качество технического осмотра, исключить его фальсификацию. Предлагаемая передача полномочий соответствует тезисам, содержащимся в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в части повышения роли профессиональных общественных объединений и создает необходимые условия для развития востребованной на сегодня со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по техническому осмотру, концепции "добровольного саморегулирования".
Согласно проекту федерального закона, действующие нормы законодательства в сфере технического осмотра приводятся в соответствие с принятыми на сегодня в Российской Федерации и Содружестве Независимых Государств системными нормативными актами в сфере обеспечения безопасности движения и технического регулирования.
В целях формирования взвешенного, экономически обоснованного тарифа за оказание услуг по техническому осмотру во всех регионах Российской Федерации, изменяется порядок его формирования. Вводятся понятия "базового размера платы" и "ценовых пределов", соответствующих методик их расчетов и правил применения в регионах, устанавливаемых на федеральном уровне.
Проектом федерального закона предлагаются изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", согласно которым заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности осуществляется вне зависимости от проведения технического осмотра и наличия диагностической карты.
Вместе с тем, вводится запрет (дополнение статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" пунктом 1.1) на эксплуатацию транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по предоставлению транспортного средства для проведения государственного технического осмотра или технического осмотра в установленные сроки, а также транспортных средств, получивших отрицательное заключение на соответствие обязательным требованиям безопасности по результатам проведения государственного технического осмотра или технического осмотра в порядке, установленном законодательством в сфере технического осмотра.
Статью 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается изложить в новой редакции, распространив ответственность за управление транспортным средством, не прошедшим технического осмотра, на всех автовладельцев.
Соответствующие изменения предлагаются в Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Проект федерального закона не предусматривает введение новых полномочий по отношению к федеральным и региональным органам исполнительной власти в сравнении с действующим законодательством.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра транспортных средств"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра транспортных средств" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра транспортных средств"
1. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств";
2. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2011 г. N 1115 "О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств";
3. Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 912 "О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра";
4. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 28 ноября 2011 г. N 697 "Об утверждении Правил аккредитации операторов технического осмотра";
5. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 587 "Об утверждении порядка ведения реестра операторов технического осмотра, формирования и размещения открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра";
6. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 21 августа 2013 г. N 274 "Об утверждении правил заполнения диагностической карты";
7. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 25 февраля 2014 г. N 46 "Об утверждении порядка учета, хранения, передачи и уничтожения диагностических карт";
8. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) от 1 декабря 2011 г. N 1664 "Об утверждении Квалификационных требований к техническим экспертам";
9. Приказ Министерства промышленности Российской Федерации (Минпромторг России) от 6 декабря 2011 г. N 1677 "Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня";
10. Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 18 октября 2011 г. N 642-а "Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра";
11. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) от 6 мая 2013 г. N 13-32/пз-н "Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью операторов технического осмотра";
12. Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.