Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 884920-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части уточнения статуса государственных природных заповедников и режима особой охраны территорий государственных природных заповедников",
внесенный членом Совета Федерации Е.В. Афанасьевой и депутатом Государственной Думы М.А. Щепиновым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 884920-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части уточнения статуса государственных природных заповедников и режима особой охраны территорий государственных природных заповедников" (далее - законопроект), внесенный членом Совета Федерации Е.В. Афанасьевой и депутатом Государственной Думы М.А. Щепиновым (далее - авторы), и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект подготовлен в целях уточнения нормативно-правового статуса государственных природных заповедников и совершенствования экологического законодательства в сфере природопользования.
Не оспаривая необходимости совершенствования отношений в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, Комитет считает, что законопроект не решает поставленной задачи.
Авторы законопроекта предлагают дополнить пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях") абзацем, устанавливающим, что на территории государственных природных заповедников (далее - заповедники) земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир полностью изымаются из хозяйственного использования.
Вместе с тем, вопросы охраны и использования территорий заповедников, расположенных в их границах природных комплексов и объектов в достаточной степени урегулированы Федеральным законом. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в границах заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев.
Предлагаемое дополнение пункта 1 статьи 6 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" противоречит статье 9 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", предусматривающей возможность осуществления на территориях заповедников деятельности, направленной на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов, поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность, предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктом, осуществление государственного экологического мониторинга, выполнение научно-исследовательских задач и ведение эколого-просветительской работы.
Также законопроект предлагается дополнить пункт 2 статьи 6 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" абзацем, который частично дублирует и одновременно противоречит первому абзацу указанного пункта, внесения соответствующих изменений в которой авторы законопроекта не предусматривают.
Положение указанного абзаца (подпункт "б" пункт 1 статьи 1 законопроекта) противоречит пункту 3 статьи 11 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а также части 8 статьи 56.3 и абзацу 2 части 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
Далее, авторы законопроекта предлагают внести изменения в статьи 7 и 9 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", исключив из перечня задач, возложенных на заповедники, развитие познавательного туризма, равно как и развитие познавательного туризма из перечня допустимых видов деятельности на территории заповедников.
Однако, предложенные автором указанные изменения противоречат другой предложенной ими новации - дополнением пункта 5 статьи 9 абзацем, регламентирующим порядок посещения территории заповедников в целях познавательного туризма.
Помимо этого, авторы предлагают дополнить статью 8 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" пунктом 5 предусматривающего создание охранных зон заповедников. Данный вопрос уже регламентирован пунктом 10 статьи 2 действующей редакции ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", однако вносить какие-либо изменения в указанную статью авторы не предлагают.
На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие проекта федерального закона N 884920-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части уточнения статуса государственных природных заповедников и режима особой охраны территорий государственных природных заповедников", внесенного членом Совета Федерации Е.В. Афанасьевой и депутатом Государственной Думы М.А. Щепиновым, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.