Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 829642-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу установления дополнительного основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установить в качестве основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы систематическое неисполнение им обязанностей депутата Государственной Думы, установленных Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Статья 4 Федерального закона в качестве оснований досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы предусматривает такие обстоятельства, при которых он объективно не может исполнять полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом (например, избрание депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, признание депутата Государственной Думы безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу, смерть депутата Государственной Думы).
Досрочное прекращение полномочий депутата Государственной Думы может рассматриваться как применение к нему меры ответственности в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда либо в случае нарушения им запретов, установленных частью второй статьи 6 Федерального закона, то есть в случае совершения им деяний, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы.
Неисполнение депутатом Государственной Думы своих обязанностей может быть не связано с виновным поведением или с нарушением им установленных законодательством Российской Федерации запретов, и установление меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий за указанные действия представляется необоснованным.
Кроме того, понятие "систематичности" носит оценочный характер, поскольку представляется неясным, сколько раз депутат Государственной Думы должен допустить неисполнение своих обязанностей для применения к нему меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий.
Из текста законопроекта неясно, каким органом и в каком порядке должно приниматься решение о систематическом неисполнении депутатом Государственной Думы своих обязанностей.
Следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28 февраля 2012 г. N 4-П, согласно которой, поскольку результаты выборов определяет исключительно голосование избирателей, ни сама политическая партия, ни тем более ее фракция в парламенте не вправе по своему усмотрению менять их итоги, принимая в дальнейшем в отношении лиц, избранных депутатами по списку кандидатов, выдвинутому данной политической партией, решения, последствием которых будет прекращение депутатских полномочий, - иное было бы несовместимо с принципом народовластия и конституционно-правовой природой активного и пассивного избирательного права.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.