Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 829642-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу установления дополнительного основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, Т.Н. Москальковой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект.
Проектом федерального закона предлагается внести в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) изменение, предусматривающее, что полномочия депутата Государственной Думы могут быть досрочно прекращены решением Государственной Думы по инициативе фракции, в которой он состоит, в случае систематического неисполнения депутатом Государственной Думы своих обязанностей, в том числе закрепленных в положении о фракции, в которую он входит.
Также законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", направленные на ограничение права участвовать в распределении депутатских мандатов.
Следует отметить противоречия предлагаемых изменений и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 28 февраля 2012 года N 4-П. В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что "независимость депутата предполагает его свободу от чьих бы то ни было указаний, возможность беспрепятственного осуществления полномочий, недопустимость неправомерного вмешательства в его деятельность, свободу от различных форм группового давления - партийного, корпоративного, регионального, местнического и т.п. Депутат наделяется независимостью для того, чтобы он мог адекватно выполнять политическую волю избравшего его народа. При этом принципиально важной является взаимосвязь депутата и граждан, интересы которых он представляет, опосредуемая деятельностью политических партий, что, однако, не может означать подчинение депутата той политической партии, по списку которой он был избран, как организации, имеющей собственные (групповые) интересы, - подобная юридическая конструкция (принцип так называемого императивного мандата) не соответствовала бы конституционному определению парламента Российской Федерации как законодательного органа Российской Федерации, представляющего интересы всего российского народа.".
Таким образом, правовое регулирование статуса депутата Государственной Думы должно, с одной стороны, обеспечивать его независимость, в том числе от чрезмерного партийного давления, а, с другой стороны, способствовать реализации воли народа, выраженной на выборах путем голосования за выдвинутые политическими партиями списки кандидатов, итоги которого не вправе менять ни сама политическая партия, ни тем более парламентская фракция.
Досрочное прекращение полномочий депутата может быть применимо лишь как соразмерная мера ответственности при совершении им деяний, не совместимых с мандатом депутата, и основанная на положениях федерального закона равноотносящихся ко всем парламентариям.
При этом предлагаемое законопроектом понятие "систематичности неисполнения своих обязанностей" депутатом Государственной Думы носит оценочный характер и в совокупности с обязыванием к исполнению последними положений о фракции может повлечь нарушение единства статуса депутата Государственной думы.
Также следует отметить, что согласно Федерального закона от 5 октября 2015 года N 287-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замещения (получения) депутатского мандата" принятие соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации зарегистрированного кандидата депутатом устанавливается в качестве основания исключения зарегистрированного кандидата из списка кандидатов в депутаты, допущенного к распределению депутатских мандатов. Таким образом, вышеуказанным нормативным правовым актом создаются общие и равные условия для всех кандидатов в депутаты Государственной Думы при распределении депутатских мандатов.
Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект по аналогичным основаниям.
По законопроекту имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с замечаниями юридико-технического и правового характера.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает представленный законопроект и предлагает его к отклонению.
Утверждено на заседании Комитета "25" января 2016 года
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.