Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального конституционного закона N 931766-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации",
внесенному членом Совета Федерации А.А. Клишасом, депутатами Государственной Думы В.Н. Плигиным, М.В. Емельяновым, В.Н. Лихачевым, А.Н. Диденко
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального конституционного закона предлагается внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" изменение, согласно которому Конституционный Суд Российской Федерации наделяется полномочием по разрешению вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.
В законопроекте параллельно используются термины "решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека" и "постановление межгосударственного органа по защите прав человека". Необходимо учитывать, что понятие "межгосударственный орган по защите прав и свобод человека" может включать не только Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский суд), но и несудебные международные органы, действующие в рамках отдельных универсальных международных договоров в области прав человека (в частности, Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по правам инвалидов и другие). Правовая природа и наименования "решений" данных органов различны, обращения в эти органы также носят разные наименования ("жалобы", "сообщения") с учетом того, кем (физическими лицами, организациями или государствами) и в какой орган они подаются. Если имеется в виду определенный межгосударственный орган, то должны быть использованы термины соответствующего международного договора.
Термин законопроекта "истолкование международного договора Российской Федерации" не представляется вполне корректным с учетом того, что в Венской конвенции используется термин "толкование" международных договоров.
На наш взгляд, формулировка законопроекта "выявившееся противоречие между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом..., и положениями Конституции Российской Федерации применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа" нуждается в уточнении. Полагаем, что речь идет не о противоречии между международным договором Российской Федерации и Конституцией Российской Федерации, а о противоречии между толкованием международного договора межгосударственным органом и толкованием уполномоченным органом Российской Федерации.
Законопроектом право обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом предоставляется федеральному органу исполнительной власти, наделенному компетенцией по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора (далее - федеральный орган исполнительной власти). В связи с данным предложением следует иметь в виду, что, в частности, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 года N 310 при рассмотрении в Европейском суде жалоб, поданных против Российской Федерации на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, защиту интересов Российской Федерации осуществляет Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде (далее - Уполномоченный), который не является федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 года N 21-П, во исполнение которого подготовлен законопроект, указано, что обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу о возможности исполнения постановления Европейского Суда вправе государственные органы, на которые возложена обязанность по обеспечению выполнения Российской Федерацией международных договоров, участницей которых она является.
Согласно проектируемой статье 104.1 Федерального конституционного закона федеральный орган исполнительной власти вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации на основании заключения федеральных государственных органов. Указанное положение нуждается в корректировке, исходя из того, что в данное понятие включаются и федеральные органы государственной власти, которым является в том числе и Правительство Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации как глава государства является единоличным органом государственной власти.
Исполняющий обязанности заместителя |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.