Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального конституционного закона N 931766-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации",
внесенному членом Совета Федерации А.А. Клишасом, депутатами Государственной Думы В.Н. Плигиным, М.В. Емельяновым, В.Н. Лихачевым, А.Н. Диденко
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный проект федерального конституционного закона.
Проектом федерального конституционного закона предлагается уточнить нормы статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ), предусмотрев в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации полномочия Конституционного Суда Российской Федерации разрешать вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора.
В целях обеспечения этих полномочий расширен перечень оснований к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации, содержащийся в статье 36 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ. Предлагается считать основанием к рассмотрению дела обнаружившуюся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав человека, основанного на положениях соответствующего международного договора Российской Федерации, если существует предположение, что истолкование может привести к их расхождению с Конституцией Российской Федерации.
Проектом предусматривается, что подобная категория дел может рассматриваться и разрешаться Конституционным Судом Российской Федерации без проведения слушания, в случае если Конституционный Суд Российской Федерации придет к выводу о том, что вопрос может быть разрешен на основании правовых позиций, содержащихся в ранее принятых им постановлениях, и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав стороны.
Проектируемыми изменениями в статью 53 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ расширяется перечень субъектов, признаваемых сторонами в конституционном производстве, обладающих равными процессуальными правами.
Текст Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ дополнен новой главой XIII.1, регулирующей процедуру рассмотрения дел о возможности исполнения постановления межгосударственного судебного органа по защите прав и свобод человека, где предусматривается, что федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации, вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации для разрешения спора о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав человека. Конституционным Судом Российской Федерации по итогам рассмотрения дела может быть принято постановление о возможности или невозможности исполнения указанного решения.
Предложениями в статью 105 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ расширены права Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании положений Конституции Российской Федерации, устранении неопределенности в понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции Российской Федерации применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа.
В случае, если Конституционным Судом Российской Федерации дано толкование положений Конституции Российской Федерации, устраняющее неопределенность в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации и положениями Конституции Российской Федерации в смысле невозможности исполнения соответствующего решения межгосударственного органа без нарушения этих положений Конституции Российской Федерации, это означает, что какие-либо действия (акты), направленные на исполнение соответствующего решения межгосударственного органа в Российской Федерации, не могут осуществляться (приниматься).
Внесенный проект федерального конституционного закона соответствует требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. N 21-П в целях установления процедуры разрешения им вопроса о возможности или невозможности исполнения решения, вынесенного по жалобе против России.
Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта, вместе с тем отмечает, что предлагаемые нормы нуждаются в унификации отдельных понятий, и предлагает Государственной Думе одобрить его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 26 ноября 2015 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.