Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1016453-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на расширение применения института присяжных заседателей в целях дальнейшего развития и укрепления демократических основ уголовного судопроизводства, повышения открытости правосудия и доверия общества к суду.
Законопроектом предлагается расширить применение института присяжных заседателей путем предоставления обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, права ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда и равного ему федерального суда общей юрисдикции (далее - суд районного уровня) и шести присяжных заседателей.
Участие присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов в качестве основного звена российской судебной системы, наиболее приближенного к населению, создаст необходимые условия для широкого привлечения граждан к отправлению правосудия, позволит обеспечить более полную реализацию положений статьи 123 (часть 4) Конституции Российской Федерации о том, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
К подсудности суда районного уровня с участием присяжных заседателей предлагается отнести уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 277, 295, 317, 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации.
По данным судебной статистики, в 2014 году в Российской Федерации судами районного уровня по уголовным делам о перечисленных преступлениях постановлены приговоры в отношении более 15 тыс. лиц, из которых осуждено 14 970 лиц, оправдано 30 лиц. При этом за убийство (части первая и вторая статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации) осуждено 7637 лиц (оправдано 19 лиц) и за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (часть четвертая статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации), осуждено 7331 лицо (оправдано 11 лиц). В первом полугодии 2015 г. судами районного уровня по делам о перечисленных преступлениях постановлены приговоры в отношении более 7 тыс. лиц, из которых осуждено 7189 лиц, оправдано 19 лиц. За убийство (части первая и вторая статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации) осуждено 3835 лиц (оправдано 12 лиц), за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (часть четвертая статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации), осуждено 3353 лица (оправдано 7 лиц).
Таким образом, в случае реализации положений законопроекта в части, касающейся предметной подсудности уголовных дел судам районного уровня с участием присяжных заседателей, право заявить ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей будет предоставлено более чем 15 тыс. обвиняемых.
Законопроектом вносятся изменения в пункт 2 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающиеся сокращения численного состава коллегии присяжных заседателей областных судов и равных им судов с 12 до 8 человек.
Четное число состава коллегии присяжных заседателей позволит обеспечить соблюдение требований частей третьей и пятой статьи 343 Кодекса о том, что оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее половины присяжных заседателей, а если голоса разделились поровну при ответах на другие вопросы, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ.
В связи с сокращением числа присяжных заседателей в составе коллегии упростится процедура их отбора, так как отпадет необходимость вызова большого числа кандидатов в присяжные заседатели из их общего и запасного списков, и сократятся сроки судебного разбирательства за счет времени, которое затрачивается на длительные процедуры отбора большого числа кандидатов в присяжные заседатели и формирования их коллегии. Наряду с этим сократятся расходы на вызов кандидатов в присяжные заседатели и материальное обеспечение присяжных заседателей, участвующих в судопроизводстве.
В соответствии с законопроектом количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в судебное заседание, должно быть не менее 14 в областных судах и равных им судах и не менее 12 в судах районного уровня (часть четвертая статьи 325 и часть третья статьи 327 Кодекса).
Законопроектом вносятся изменения, направленные на уточнение процедуры формирования коллегии присяжных заседателей (статья 328 Кодекса), что позволит обеспечить рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей в разумные сроки и исключить возможность воздействия сторон на кандидатов в присяжные заседатели в ходе формирования коллегии.
Реализация положений законопроекта потребует проведения мероприятий организационного и материально-технического характера, в связи с чем вступление в силу федерального закона предусматривается с 1 января 2017 г., за исключением его положений, касающихся порядка рассмотрения уголовных дел о преступлениях, подсудных районному суду и гарнизонному военному суду, которые вступят в силу с 1 января 2018 г.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, так как финансирование его реализации будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" потребует внесения изменений в следующие акты федерального законодательства:
1. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 91-ФЗ "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.