Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 26 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в части дополнения списка документов, предъявляемых в орган записи актов гражданского состояния (далее - орган ЗАГС) лицами, вступающими в брак, сертификатами об их обследовании на антитела к вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ).
Вместе с тем соблюдение врачебной тайны является одним из основных принципов охраны здоровья (статья 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона сведения, полученные при медицинском обследовании гражданина и его лечении, составляют врачебную тайну. При этом законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья исходит из признания за гражданином права самостоятельно определять режим разглашения указанных сведений и цели такого разглашения другим лицам.
Следует учитывать, что данный принцип нашел отражение во многих законодательных актах Российской Федерации, в том числе в Федеральном законе "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (статья 17) и в Семейном кодексе Российской Федерации (статья 15).
Пояснительная записка к законопроекту не содержит достаточных обоснований для того, чтобы пересмотреть действие указанного принципа в части, касающейся заключения брака.
Кроме того, из законопроекта неясно, какой режим будет установлен в отношении информации, полученной органами ЗАГС, предполагается ли ее хранение и обработка, а также какие меры ответственности за ее разглашение предусмотрены по отношению к работникам органов ЗАГС. Также нуждается в уточнении цель представления сертификата, так как Семейный кодекс Российской Федерации не связывает возможность заключения брака с наличием тех или иных инфекций.
Необходимо учитывать и возможные социально-экономические последствия введения дополнительных обременении в отношении лиц, желающих заключить брак. Ввиду того, что в соответствии со статьей 158 Семейного кодекса Российской Федерации браки между гражданами Российской Федерации, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации, следствием изменения, предусмотренного законопроектом, может стать увеличение числа обращений граждан Российской Федерации, желающих заключить брачный союз, в компетентные органы тех государств, брачное законодательство которых не требует предъявления предлагаемого законопроектом сертификата.
В связи с изложенным Правительством Российской Федерации проект федерального закона не поддерживается.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 7999п-П12 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 878942-6 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", внесенный депутатом Государственной Думы М.С. Селимхановым"
Текст письма официально опубликован не был