Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 1003849-6 "О ратификации Соглашения о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха",
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 1003849-6 "О ратификации Соглашения о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Соглашение подготовлено в целях реализации Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 28.04.2014 г. N 28 о создании на территории Таможенного союза системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности в целях контроля оборота товаров, легальности импорта и производства. В качестве пилотного проекта по введению маркировки определена товарная группа, включающая предметы одежды из натурального меха.
Маркировке контрольными (идентификационными) знаками подлежат предметы одежды из натурального меха, ввозимые (ввезенные) на территорию ЕЭС и (или) произведенные на территории ЕЭС, за исключением экспортируемых товаров, выставочных или испытательных образцов, гуманитарной помощи, а также ввезенных физическими лицами для личного пользования и др.
Действие Соглашения распространяется на правоотношения, связанные с оборотом предметов одежды из меха, в отношении которых принято решение о маркировке, и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот указанных товаров в предпринимательских целях.
В соответствии с Соглашением юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство указанных товаров, их реализацию, ввоз на территорию Российской Федерации обязаны маркировать их контрольными (идентификационными) знаками.
Эмитентом контрольных знаков планируется определить ФГУП "Гознак", с которым предприниматели должны заключать соответствующий договор. Для удобства предпринимателей подачу заявок на получение контрольных знаков и их приобретение планируется осуществлять через многофункциональные центры.
Оборот немаркированного товара запрещается. Предусматривается уголовная ответственность за приобретение, хранение, транспортировку и продажу немаркированного товара начиная с 1 октября 2016 года.
Комитет отмечает, что установление уголовной ответственности за экономические преступления не согласуется с одним из тезисов Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о необходимости перевода преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений.
В соответствии с Соглашением, в заявлении на изготовление контрольного знака предприниматели должны указывать идентификационный номер налогоплательщика, способ выпуска товара в оборот, реквизиты договора с эмитентом. Решение об одобрении заявки на изготовление контрольных знаков принимает Федеральная налоговая служба - координатор деятельности по формированию системы маркировки товаров легкой промышленности в Российской Федерации. Организации, изготавливающие и реализующие контрольные знаки, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, маркирующие товары, должны информировать уполномоченный орган об использовании контрольных знаков.
Таким образом, главной целью введения маркировки является не информирование потребителей о потребительских свойствах и качестве товаров, а контроль за их оборотом.
Расходы федерального бюджета на реализации пилотного проекта составили в 2015 году 550 млн рублей, на 2016 год запланированы в размере 473,5 млн рублей.
На данный момент Соглашение ратифицировали Казахстан и Армения, в Белоруссии и Киргизии ратификация намечена на апрель 2016 года.
Комитет обращает внимание, что реализация Соглашения потребует от производителей, продавцов и импортеров предметов одежды и изделий из натурального меха целого ряда дополнительных расходов, в том числе:
- расходов на закупку контрольных (идентификационных) знаков (далее также - контрольные знаки);
- расходов на приобретение оборудования, с помощью которого будет осуществляться нанесение информации о товарах на контрольные знаки (по оценкам экспертов, стоимость такого оборудования может составить от 150 до 400 тыс. рублей);
- расходов на оплату труда специалистов по контролю за процессом маркировки товаров контрольными знаками;
- расходов на оплату юридических консультаций по вопросам применения положений Соглашения на территории Российской Федерации и других расходов.
Комитет отмечает возможность негативных правовых и экономических последствий ратификации данного Соглашения, главным образом, для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих производство и (или) реализацию предметов одежды из натурального меха, а также импортирующих указанные товары из-за рубежа для последующей продажи на территории Российской Федерации.
В условиях экономического кризиса и отказа потребителей от приобретения товаров длительного пользования произошло резкое, но вполне закономерное падение спроса на предметы одежды из натурального меха, повлекшее за собой острый дефицит оборотных средств у малых и средних предприятий отрасли. Поэтому в сложившейся ситуации реализация предлагаемых законопроектом нововведений может привести к волне банкротств субъектов МСП, осуществляющих производство и (или) реализацию данных товаров. В свою очередь, разорение или уход в "тень" малых и средних предприятий может привести к монополизации российского рынка изделий из натурального меха, а также сокращению сегмента рынка, осуществляющего обработку и пошив меховых изделий, и вывозу производств по созданию добавленной стоимости в другие страны, оставив в России только производство сырья.
При этом ни Соглашением, ни предлагаемыми законопроектом изменениями в федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации не предусмотрено мер, направленных на смягчение возможных отрицательных последствий ратификации Соглашения для участников рынка.
В этой связи Комитет считает необходимым внести в законодательство Российской Федерации дополнительные изменения, предусматривающие предоставление "налоговых каникул" сроком на два года субъектам МСП, осуществляющим деятельность по производству и (или) реализации предметов одежды из натурального меха (при условии обязательного выполнения ими требований Соглашения в части маркировки предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха).
С учетом высказанных замечаний Комитет считает возможным рекомендовать принять проект федерального закона N 1003849-6 "О ратификации Соглашения о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха".
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.