Досье на проект федерального закона
Из редакции новой части 3 статьи 37 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон) не ясно, в чем будет заключаться порядок ограничения прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, установленный Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 новой редакции статьи 38 Закона полномочия службы защиты прав пациентов могут осуществляться, в том числе негосударственными некоммерческими организациями, которые могут также принимать участие в финансировании деятельности указанной службы. Полагаем, что данное положение законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку не ясна организационно-правовая форма службы защиты пациентов.
Дополнение, вносимое законопроектом в абзац третий статьи 39 Закона, является излишним, поскольку действующая редакция указанного абзаца к обязанностям медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях уже относит обязанность предоставлять пациентом возможность ознакомления с адресами и телефонами организаций, к которым можно обратиться в случае нарушения прав пациентов.
Полагаем необходимым уточнить используемое в законопроекте условное наименование "федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на решение вопросов в области оказания психиатрической помощи", исходя из утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 Структуры федеральных органов исполнительной власти и распределенных функций между федеральными органами исполнительной власти в соответствии со статьями 12, 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (см., например, новую редакцию абзаца пятого статьи 39 Закона).
Новая редакция абзаца третьего пункта 7 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации содержит положение о предъявлении опекуном или попечителем органу опеки и попечительства требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (подпункт "а" пункта 1 статьи 3 проекта). В связи с этим обращаем внимание на норму абзаца второго пункта 7 указанной статьи, в которой содержится аналогичное положение.
В связи с дополнением пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" новым подпунктом 17 отмечаем, что в пункте 1 указанной статьи такой подпункт уже содержится.
В части 2 новой редакции статьи 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ) следует уточнить отсылки к частям 4 и 5 статьи 10 Федерального закона N 48-ФЗ.
Полагаем, что положения новой редакции статьи 13 Федерального закона N 48-ФЗ, предоставляющие право одному родителю подать заявление о назначении несовершеннолетнему гражданину опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам он не сможет исполнять свои родительские обязанности, а также на случай своей смерти, нуждаются в дополнительном обсуждении с учетом того, что в указанных случаях родительские обязанности должны исполняться вторым родителем (за исключением случаев, если родитель является единственным).
В доработке нуждаются положения проектируемой статьи 13.1 Федерального закона N 48-ФЗ об определении и назначении опекунов или попечителей в отношении "совершеннолетних граждан по заявлению самих совершеннолетних граждан или с учетом информации об их предпочтениях". При этом отмечаем, что предметом регулирования Федерального закона N 48-ФЗ являются отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами (см. также статьи 29, 30, 31 ГК РФ).
Отмечаем, что предусмотренные проектом изменения в статью 24 Федерального закона N 48-ФЗ в части надзора за деятельностью организаций, исполняющих функции опекуна или попечителя, потребуют внесения соответствующих изменений в наименование статьи 24 Федерального закона N 48-ФЗ.
Используемые в проекте федерального закона термины "государственные и негосударственные организации" (пункт 6 статьи 1 проекта) следует согласовать с терминологией Гражданского кодекса Российской Федерации (см. статьи 48, 50 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" врачебная тайна представляет собой сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Поскольку создаваемая служба защиты прав пациентов уже работает с пациентами, находящимися в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, то статья 7 законопроекта не имеет смысла. Кроме того, в предлагаемой статье 7 законопроекта не определены цели, для реализации которых требуется передача сведений, составляющих врачебную тайну.
Кроме того, законопроект не учитывает изменений, внесенных, в том числе в Закон проектом федерального закона N 734791-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (принят Государственной Думой 17 ноября 2015 года).
Законопроект нуждается в существенной лингвостилистической доработке.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.