Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 928122-6 "Об установлении коэффициента-дефлятора на 2016 год и о внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(об установлении коэффициента-дефлятора на 2016 год и продлении срока действия отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации),
внесенному депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым, О.Ю. Баталиной и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассматриваемый проект федерального закона направлен на поддержку в условиях существующих экономических реалий отдельных категорий субъектов экономической деятельности.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 октября 2015 года N 772 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год" был установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в указанный период, равный 2,083. С его учетом сумма единого налога, подлежащего к уплате налогоплательщиками в 2016 году, должна была увеличиться на 15,85 процентов при прогнозируемом уровне инфляции на 2016 год 6,4 процентов.
В связи с этим автором законопроекта был разработан рассматриваемый проект федерального закона, одна из норм которого направлена на недопущение существенного увеличения налоговой нагрузки на малый бизнес и сохранение налогового бремени в 2016 году на уровне 2015 года. Так, в частности, предлагается на законодательном уровне установить на 2016 год коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Кодекса, в размере, равном 1,798, то есть на уровне 2015 года.
Комитет отмечает, что такой законодательный подход не является новеллой и применялся, в частности, в 2002 году при определении условий применения коэффициента, аналогичного действующему в настоящее время коэффициенту-дефлятору, на 2003 год.
18 ноября текущего года Министерством экономического развития Российской Федерации был выпущен приказ N 854 "О внесении изменения в приказ Минэкономразвития России от 20 октября 2015 г. N 772 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год", которым ведомство изменяет размер коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Кодекса с 2,083 на 1,798.
При этом необходимо учитывать, что согласно статье 11 Кодекса под коэффициентом-дефлятором понимается коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.
В связи с этим, можно сделать вывод о том, что приказ Министерства экономического развития Российской Федерации N 854, устанавливающий размер коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Кодекса, в размере, равном его величине, установленной на 2015 год (1,798), и тем самым не учитывающий ценовые процессы в экономике, может быть отменен как не соответствующий закону.
Таким образом, учитывая, что установление коэффициента-дефлятора, не учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги), возможно только на уровне федерального закона, Комитет поддерживает предлагаемую статьей 1 законопроекта законодательную меру.
Одновременно с этим необходимо отметить, что предлагаемая реализация "иного порядка" установления коэффициента-дефлятора потребует внесения соответствующих изменений в статью 11 Кодекса в части изменения правил опубликования коэффициента-дефлятора в тех случаях, когда этот коэффициент устанавливается законом.
Кроме того, в качестве продления антикризисной меры проектом федерального закона продлевается на два года (до 31 декабря 2017 года) использование фиксированного курса Центрального банка на 1 июля 2014 года для расчета критерия применения особых правил определения предельного размера процентов по контролируемой задолженности, установленного пунктом 2 статьи 269 Кодекса, подлежащих включению в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций.
Вместе с тем, вопрос целесообразности установления именно двухлетнего периода действия указанной меры требует дополнительного обсуждения при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Автором законопроекта предлагается продление на один год (с 1 января 2016 года до 1 января 2017 года) нормы Федерального закона от 04.06.2014 N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", устанавливающей срок применения налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов к оказываемым налогоплательщиками услугам по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
Учитывая ориентированность законопроекта на поддержку хозяйствующих субъектов в сложившейся в настоящее время экономической ситуации и сохранение налоговой нагрузки на уровне 2015 года, Комитет поддерживает предлагаемые законодательные меры.
В связи с вышеизложенным, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 928122-6 "Об установлении коэффициента-дефлятора на 2016 год и о внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.